Время новостей
     N°53, 30 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2005
Радикалы с мороза
Очередная серия выставок открылась на Арт-Стрелке
Звездой мартовской Арт-Стрелки стала Елена Ковылина. Ее Live concеrt был составлен исключительно из натуральных ингредиентов: черный рояль, пианист в бабочке, классическая музыка и обнаженная дама на рояле -- совершенно неподвижная и прекрасная. В отличие от других известных нам шедевров она дышала, оживляя в памяти собравшихся одалисок, мах, данай и прочих голых красавиц, прославленных великими художниками прошлого. Елена Ковылина в посредниках не нуждается и с собственным телом работает сама. С разной степенью безжалостности. То брошь на нежную грудь приколет, то рискнет отправиться на лодчонке в бурное море, а то и петлю накинет на шею. Субботний перформанс тоже не обошелся без героизма: окружившая рояль публика одета была по-зимнему (в галерее XL projects немногим теплее, чем на улице), красавица же лежала недвижно и загадочным образом сохраняла приятный натуральный цвет, совершенно не ударяясь согласно погоде в сезаннизм -- то есть не краснела, не синела, не покрывалась резкими тенями и пятнами. В отличие от счастливчиков, посетивших Арт-Стрелку на вернисаже, тем, кто придет в другие дни, останется для любования лишь видео -- повторение потрясающего зрелища если не смерти подобно, то наверняка грозит обморожением, а возможно, и полной потерей художника. Но ведь техника не так важна (живопись ли, перформанс ли, видео) -- в ряду классических обнаженных случилось интересное прибавление.

Еще одна наша соотечественница, почти постоянно живущая за рубежом Ольга Лялина, радовала совсем по-другому -- на нескольких закрепленных на стенах ноутбуках показывали разрисованные ею газеты. При движении мышью красные розочки кровоточили, симпатичные разноцветные животные подпрыгивали. Интерактивность влекла в тесное помещение галереи-офиса Art Business Consulting стар и млад. Обычно существующее в индивидуальном пространстве личного компьютера, сетевое искусство бойко и эффектно доказывало право на существование в реальном пространстве самой маленькой галереи на Стрелке. Галерея-офис ABC, посвятившая свою деятельность специфическому феномену корпоративной культуры, устроила еще одно шоу -- в помещении галереи Reflex, собиравшейся заниматься фото, но с трудом выдерживающей ежемесячный ритм. Проект «Обмороссы» (что расшифровывается как «обеспеченные молодые россияне») -- встроенные в металлическую конструкцию фотографии прижатых к стеклам то ли офиса, то ли аквариума и слегка расплющенных человеческих лиц -- забавный сам по себе, оказался особенно понятен и приятен служащим. Некоторые даже рвались немедленно установить подобные у себя в офисах, лучше на том этаже, где сидит начальство. И лучше всего -- с их же, начальническими, физиономиями. Высокое исполнительское мастерство, свойственное всем проектам группы Art Business Consulting, не оставляет сомнений -- проект впишется в стиль самых важных российских контор.

Арт-Стрелка продолжает дарить нас новыми именами. Всерьез сосредоточившаяся на открытии талантов в среде молодых московских архитекторов Галерея Лизы Плавинской устроила выставку работ Лены Цихон «Пленники красоты». В больших эффектных фотографиях наличествовали и красота, и отличная выучка, и легкая усталость от усвоенных культурных схем -- классических и современных.

О том, что полтора десятка лет назад молодежь была погорячее нынешней, напоминает выставка старых работ Юрия Шабельникова в галерее АРТстрелка-projects. Театральный декоратор по первой профессии, радикальный перформансист по призванию, в современное искусство призванный огненной и бескомпромиссной южнорусской школой, где созревали многие наши будущие радикалы, показал живопись, которая теперь выглядит почти мирной, даже декоративной. А в былые годы, когда Юрий Шабельников в полном согласии с названием выставки «15 лет назад я все еще занимался живописью» писал маслом, а не строил бетонные палатки на Клязьме и не угощал публику тортом в виде мумии Ленина, воспринималась чрезвычайно радикальной.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки