Время новостей
     N°48, 23 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.03.2005
Вторая линия защиты
Подсудимые спецназовцы стали жаловаться на здоровье
После двухнедельного перерыва в Ростове-на-Дону вчера возобновились слушания по так называемому делу Ульмана. Капитан спецназа ГРУ Эдуард Ульман вместе с тремя сослуживцами обвиняется в убийстве шести мирных жителей Чечни. Суд завершает допрос свидетелей обвинения. Между тем спецназовцы, однажды уже оправданные присяжными, всячески демонстрируют усталость от затянувшегося процесса (их судят повторно, после того как Военная коллегия Верховного суда отменила приговор Северо-Кавказского). А майору Алексею Перелевскому, который, по версии следствия, отдал преступный приказ на уничтожение мирных чеченцев, на прошлом заседании и вовсе стало дурно -- пришлось даже вызывать «скорую».

Злые языки, активно обсуждавшие инцидент с Перелевским в кулуарах суда, тут же выдвинули версию, что майор хочет подстраховаться слабым здоровьем (по ряду признаков в суде с ним приключился приступ эпилепсии) на случай вынесения жесткого приговора. Дело в том, что выбранная спецназовцами линия защиты на этот раз может не сработать. Подсудимые капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин и майор Алексей Перелевский всегда настаивали, что преступный приказ уничтожить задержанных во время спецоперации в Шатойском районе Чечни жителей им отдали вышестоящие командиры.

В январе 2002 года разведгруппа капитана Ульмана участвовала в спецоперации по поимке полевого командира Хаттаба. Получив приказ блокировать дорогу Шатой-Дай, спецназовцы залегли в засаду. Правда, как считает следствие, слишком далеко от дороги, из-за чего своевременно не смогли обнаружить проезжавший мимо «уазик» с шестью пассажирами. Боясь упустить машину с неизвестными, разведчики открыли по "уазику" огонь и случайно убили находившегося в ней директора местной школы. Впрочем, сами спецназовцы утверждают, что капитан Ульман открыл огонь на поражение по "уазику" только после предупредительных выстрелов в воздух. Потом, правда, даже убедившись, что в автомобиле находились мирные граждане, разведчики добили оставшихся в живых и подожгли автомобиль, зачищая место преступления. При этом спецназовцы ГРУ заявляют, что получили соответствующий приказ по рации от майора Алексея Перелевского. Сам майор утверждал, что он просто пересказал разведчикам распоряжение руководителя спецоперации -- полковника Плотникова.

Однако полковник Плотников, выступая месяц назад перед нынешним составом присяжных заседателей, категорически заявил, что не ставил задачу уничтожать находившихся в «уазике» людей ни начальнику разведки Сергею Золотареву, ни его подчиненному майору Перелевскому. Более того, по словам Владимира Плотникова, сами спецназовцы доложили ему, будто уничтожили шесть боевиков, хотя впоследствии выяснилось, что среди них была, например, пожилая женщина-инвалид. К тому же, до того как зачистить место преступления, спецназовцы изучили документы задержанных и убедились, что перед ними мирные жители.

Если показания полковника Плотникова соответствуют действительности, то выходит, что преступный приказ по собственной инициативе отдал майор Перелевский. И если во время первого процесса ни суд, ни следствие де-юре так и не смогли установить лицо, отдавшее преступный приказ, то сейчас этот существенный пробел вполне может быть восполнен.

Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону