Время новостей
     N°50, 25 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.03.2005
Штука-выручалочка
Открылась выставка «Москва--Варшава»
Нынешний год очень неудачный для демонстрации российско-польской дружбы. Достаточно посмотреть вчерашнюю газету, где на первой странице, под логотипом «Время новостей» рассказывается о специфических «концептуальных» проектах чиновников московской и варшавской городских администраций. Им, видите ли, захотелось семиотических баталий. Варшавские чиновники дразнят нас именем Дудаева, присвоенным одной из площадей польской столицы. Московские городские мужи грозятся в отместку переименовать улицу Климашкина, на которой стоит посольство Польши, в улицу Михаила Муравьева-Виленского, снискавшего себе прозвище Вешатель за жестокое подавление польского мятежа 1863 года. Эти дурно пахнущие языковые перформансы накаляют и без того напряженную атмосферу отношений между Россией и Польшей.

Остается лишь одна спасительная территория, которая, смеем надеяться, поможет нам быть умнее политиков. По-польски эта территория называется sztuka, то есть «искусство», и звучит привычной для нашего уха «штукой».

Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском валу есть хороший повод с этой «штукой» познакомиться поближе. Открывается большая выставка «Москва--Варшава. 1900--2000». В Москву проект приехал после успешной демонстрации в варшавской галерее «Захента». Панорама эпохи представлена от модерна до самых до постмодернистских окраин. Во все времена нам было что сказать друг другу. Но наибольшее впечатление в свете последних событий производят работы, созданные мастерами (прежде всего польскими) послевоенного поколения на тему второй мировой. В России конца сороковых -- начала пятидесятых соцреализм робко трансформировался в «суровый стиль». В Польше умели пользоваться новым языком, и разговор получался страшный, как рваная рана, жуткий, как рыдание. На выставке представлен полиптих о расстрелах знаменитого Анджея Врублевского, «Рождество в Освенциме в 1944 году» -- картина Ксаверия Дуниковского (1950). Заключительным аккордом темы стала созданная двадцать лет назад великолепная работа Влодзимеша Павляка «Виткевич, вскрывающий себе вены после вторжения немцев в Польшу». Все же искусство -- хорошая альтернатива склерозу политиков.

В пандан к главному проекту в Москве можно увидеть выставку российского и польского искусства начала третьего тысячелетия (в Центре современного искусства на Зоологической), а также камерную экспозицию, посвященную известному польскому писателю Витольду Гомбровичу (Литературный музей А.С. Пушкина на Арбате).

Анна Романова: Наш проект -- образовательный

Во время вернисажа обозреватель «Времени новостей» побеседовал с одним из кураторов выставки, сотрудницей Третьяковской галереи Анной РОМАНОВОЙ.

-- Чем отличаются две версии выставки?

-- Для Москвы мы выбрали историко-хронологический принцип. Привычный для россиян. На больших выставках человек часто теряется. Пространство московской выставки организовано так, что посетитель направляется по определенному маршруту. И шаг за шагом знакомится со всеми периодами истории российского и польского искусства прошлого века. По сути, это первый масштабный российско-польский выставочный проект. Поэтому цели его -- просветительские, образовательные.

-- На выставке я отметил несколько концептуальных блоков. Расскажите о самых значимых из них.

-- Первый -- это первая мировая война. Наряду с антигерманскими и антипольскими лубками представлена витрина выставки галереи Ле Мерсье в Москве, которая в 1916 году торговала произведениями известных мастеров (Врубеля, Малевича). Выручка от продажи направлялась в качестве пожертвования полякам, пострадавшим в первой мировой. Вот еще одно доказательство того, что искусство выше политики.

Другие специально созданные разделы: примитивизм, неоклассика. Отдельная тема -- «Рефлексия по «Черному квадрату». Польский куратор Анда Роттенберг предложила воссоздать «неопластическую комнату Малевича», сделанную после войны в музее города Лодзь его польским учеником Стшеминским. Можно увидеть супрематические работы российских и польских современников Малевича. Комментарием к этой «комнате» оказались работы мастеров концептуальной школы второй половины ХХ века.

«Строительство новой жизни» и «Вторая мировая война» -- другие лейтмотивы первой части экспозиции. Во второй части зритель оказывается свидетелем послевоенного диалога, от периода увлечения абстракцией и «новой вещественностью» до видеоарта 90-х. Хитом этого раздела стали придуманные Андой Роттенберг две комнаты русского и польского интеллигента времени 70-х. Комнаты очень похожи: и мебель, и люстра, и стол, и проигрыватель. Только в польской комнате больше «русского» (в том числе и переведенный «самиздат» -- сочинения Бродского, Мандельштама, Солженицына), и поет по радио Высоцкий; а в русской комнате больше польского (в том числе и модные в то время романы), и поет Анна Герман.

Подпись: Одним из лейтмотивов экспозиции стали русско-польские страсти по «Черному квадрату» Малевича

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки