Время новостей
     N°44, 17 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2005
Что хотел сказать художник?
Допросы художников -- участников выставки, опубликованные на сайте Сахаровского центра, оказались замечательным собранием интервью. Художники отвечали на вопросы, которые почти никогда не задают профессионалы: о том, зачем и почему они делают свои произведения и что думают об их восприятии публикой. Увы, привести их полностью невозможно, поэтому публикуем отрывки.

Олег Кулик

Гособвинение: Скажите, пожалуйста, вот вы говорите, что у вас есть своя концепция, свое видение. Каково ваше видение тогда вот этой темы: «Осторожно, религия!»? Ваше личное.

Свидетель Кулик: Я на эту тему никогда не думаю. Религия не является предметом моего рассмотрения в искусстве. Я работаю только с культурой. В частности, эта моя работа адресуется к великой картине итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская мадонна», которая висит в Дрезденской картинной галерее. Которую я специально ездил смотреть и вдохновляться этим великим произведением Итальянского Возрождения. Я апеллирую к искусству, к территории искусства. А религия -- это другая территория. Я на эту территорию никогда не реагирую. Я туда хожу с другими целями.

Защита: Не представляете таких людей, которые могут оскорбиться вашей работой?

Свидетель Кулик: Нет. Я не представляю людей, которые могут делать работу с намерением оскорбить верующих. Я даже не представляю, что такие люди существуют. Я уверен, что таких людей нет.

Гособвинение:... Вы допускали иное восприятие своей работы, нежели то, о котором вы говорите?

Свидетель Кулик: Я только что сказал, что в принципе не допускаю однозначного толкования. Это для меня страшное оскорбление, что моя работа кем-то однозначно воспринимается. Каждый человек видит там свое. Это как образ. Когда видите облако. Кто-то видит девушку прекрасную, кто-то неприличный жест. И каждый человек прав. Хотя это не повод друг на друга в суд подавать.

Василий Флоренский

Гособвинение: Скажите, пожалуйста, что она собой представляла и какова уже концепция вашей работы, в частности?

Свидетель Флоренский: Это были три большие буквы, сделанные из пенопласта, потом обработанные гипсом: надпись «РПЦ». Надпись была в святящихся лампочках. Это должно было восприниматься так же, как надпись «ХВ», которая на Пасху висит и тоже в лампочках горит. И в то время, и сейчас было много нападок на Московскую патриархию. Мне хотелось показать, что это так же недоступно обсуждению. В моем понимании, работа полностью входила в контекст выставки.

Герман Виноградов

Гособвинение: Скажите, пожалуйста, вот на ваш взгляд, человек, далекий... от искусства, художественной среды, тем не менее глубоко верующий, какие у него эмоции может вызвать, например, работа, в которой использованы христианские символы?

Свидетель Виноградов: У глубоко верующего человека, я думаю, первая реакция, если он не понимает, смиренно подойти и спросить, что это значит. У меня такое понимание. Это первая реакция нормальная, точно так же, как у меня: когда я что-то не понимаю, пускай это даже меня шокирует, мой нормальный путь -- это пойти узнать, что это значит. Я допускаю, что мое представление о мире ограниченно. Я могу чего-то не знать, не понимать, и так очень часто бывает; потом, когда снимаются противоречия, узнается новый смысл, и возникает взаимопонимание.

Гособвинение: Иными словами, каждую -- буду говорить о тех работах, которые вы видели, -- каждую работу, находящуюся на этой выставке, нужно объяснять?

Свидетель Виноградов: Художник не всегда может объяснить, но разговор возможен человеческий, в принципе возможен. Не всегда художник может объяснить, это известно из истории искусств, что художник... если он действительно боговдохновлен, ведь вы настаиваете на том, что художник вкладывает смысл, а вкладываю его, если это хорошая работа, не я, Господь вкладывает, я только его руки, которые это делают, и что я могу, какой смысл он вложил в меня, это прояснится, может быть, через несколько лет в моей судьбе или судьбе моих близких, а может, и не прояснится.

Защита: Скажите, а ваши работы носили антихристианскую направленность?

Свидетель Виноградов: Мои работы носят общечеловеческий, в том числе и христианский характер, они глубоко христианские по духу.

Самодуров: Скажите, вы, как художник с большим стажем, знаете случаи, когда какие-нибудь художественные работы воспринимаются всеми положительно?

Свидетель Виноградов: Такого не было никогда.

Наталия Каменецкая

Свидетель Каменецкая: Свою работу я сделала очень давно, еще в 1996 году, это первая работа из серии «Музей времени». А побудило меня делать эту работу знакомство с творчеством Энди Уорхолла и... западной культурой ...потому что я увидела, что много художников на протяжении всей истории искусства обращались к образу святого Себастьяна. ...Эта работа -- компиляция на тему времени и святого Себастьяна. Там взяты репродукции из произведений искусства художников, которые не являются... иконами... а светских художников и художников современного искусства. И, как ни странно, на выставке в общем-то тема была такая, что во все века, во все времена приносит в жертву святого Себастьяна толпа. ...И почему-то на этой выставке именно опять надругались над святым Себастьяном ... потому что залили работу краской. ...Я исследование подробно проводила, работа была выставлена в Малом Манеже, выставлялась в Третьяковской галерее, в разных городах Соединённых Штатов и в университетских музеях. Эта работа, которая выставляется давно, и никогда никто не предъявлял... претензии по поводу того, что такая работа существует. Но когда появилась толпа, то моментально опять как бы обидели святого Себастьяна, вот что я могу сказать.