Время новостей
     N°45, 18 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2005
Цены едут на метро
Экономисты считают возможным отпустить тарифы на услуги естественных монополий
На заседание правительства 31 марта будет вынесен вопрос о тарифной политике государства в сфере естественных монополий. Аналитики компании ФБК, подготовившие к заседанию кабинета министров аналитический доклад о перспективах отмены госрегулирования тарифов естественных монополий, называют привычный тезис о необходимости тарифного регулирования не более чем стереотипом мышления.

По словам руководителя департамента стратегического планирования ФБК Игоря Николаева, несмотря на формально жесткую ограничительную политику правительства по отношению к естественным монополиям, рост тарифов в них за последние пять лет в целом не меньше, чем в отраслях рыночного ценообразования.

За 1991--2004 годы, по данным «Росстата», на которые ссылается г-н Николаев, цены на электроэнергию возросли более чем в 81 раз, в то время как в нерегулируемой сфере производства промышленной продукции цены повысились в 70 раз. Железнодорожные перевозки подорожали в 51 раз, а тарифы в лесной промышленности и машиностроении возросли лишь в 34 и 45 раз соответственно.

То, что государство неэффективно справляется с взятой на себя функцией регулирования тарифов, по мнению г-на Николаева, неудивительно. Ведь сегодня тарифные заявки монополисты формируют по старому советскому принципу «проси больше, все равно дадут меньше». И такая система, парадоксальным образом, удовлетворяет обе стороны: регулятор считает делом чести снизить запрашиваемую тарифную надбавку, а для монополии повышения, которого в результате удается добиться, вполне хватает. Ведь монополист заранее «закладывается» на урезание запросов. В результате тарифы реально оказываются завышенными, а монополии невыгодно снижать издержки -- чем больше издержки, тем выше вероятность, что государство даст добро на индексацию тарифов.

Невозможность допущения даже мысли об отмене госрегулирования объясняется не только сугубо социальными причинами, но и тем, что контролирование тарифов для правительства стало одним из рычагов регулирования инфляции. Рычагом, тоже в последнее время не срабатывающим.

Для отказа от парадигмы госрегулирования, как считает г-н Николаев, у государства есть несколько оснований. При административном установлении тарифов стимулы к снижению издержек у монополии, сосредоточившейся на выбивании тарифов, ослабляются. Тем более что ответственность за тарифы полностью ложится на правительство. При отмене же прямого регулирования монополии, оказавшись на рынке на равных с другими субъектами и подчиняясь исключительно нормам антимонопольного законодательства, получат больший стимул снижать издержки, чем завышать тарифы, рискуя попасть под санкции, считает экономист.

Основные минусы рыночного механизма регулирования тарифов связаны с недостатками действующего антимонопольного и конкурентного законодательства. В Европе, к примеру, штрафы за необоснованные повышения тарифов достигают 10% от оборота компании, а у потребителей есть право оспорить в суде или в антимонопольном органе необоснованное, на из взгляд, повышение цен на услуги монополий.

Не следует опасаться, что в результате введения рыночного регулирования естественные монополии откажутся от обслуживания некоторых потребителей, говорит г-н Николаев. В законе «О естественных монополиях» в число возможных методов регулирования деятельности монополий входит определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре.

Представители монополий также уверяют, что рыночное регулирование не означает отсутствия контроля и ограничений. «Мы ни на копейку не можем повысить тарифы, так как конечную цену реализации того товара, что мы перевозим, определяет рынок, иначе потребители откажутся от наших услуг», -- считает вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус. Тарифы на проезд в метро, своеобразной московской транспортной «монополии», за последние десять лет выросли в сотни раз, однако люди на нем ездят, говорит заместитель руководителя Института железнодорожного транспорта Леонид Мазо. И уверяет, что у государства не больше оснований держать в иных монополиях псевдосоциальные цены. По мнению руководителя департамента энергетической политики РАО «ЕЭС» Игоря Кожуховского, порочную игру между монополиями и регулятором пора прекращать, но есть сомнения в реализации принципа оспаривания тарифов потребителями в случае рыночности ценообразования. Потребители, по мнению г-на Кожуховского, будут заняты бесконечными тяжбами в надежде на то, что судебные и контролирующие органы назначенные тарифы отменят.

Ценовое регулирование, напоминает г-н Николаев, ко всему прочему является лишь одним из методов регулирования деятельности монополий. Обязательность же применения ценового метода законом отнюдь не закреплена. Закон «О естественных монополиях» лишь говорит, что этот метод «может» применяться. С не меньшей результативностью, считает эксперт, регулирование тарифов можно осуществлять через представителей государства в советах директоров монополий. Правда, этот способ государством практически игнорируется.

Ирина СКЛЯРОВА