Время новостей
     N°42, 15 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.03.2005
Охота на ведьм алкогольного рынка
Теневой рынок расширяется, требуется найти виновных
Российские производители водки потребовали вмешательства правительства в ситуацию на внутреннем алкогольном рынке. По мнению водочников, ситуация приобрела угрожающий характер как для бюджета, так и для всей алкогольной отрасли. В качестве панацеи Национальная алкогольная ассоциация (НАА) предлагает правительству ограничить экспорт украинского алкоголя (1,8% российского рынка). Однако эффективность данной меры вызывает у специалистов сомнение, между тем последствия необдуманных действий чреваты торговой войной.

В настоящее время российский алкогольный рынок обладает огромным потенциалом не только для развития внутреннего производителя, но и для привлечения зарубежных поставщиков. И те и другие готовы расширять производство, а следовательно, отчислять налоговые платежи в бюджет. Однако цивилизованным наш алкогольный рынок назвать никак нельзя, поскольку от 40 до 60% его объема занимает теневой сектор. Соответственно и бюджет недополучает значительные суммы, так необходимые на различные социальные программы, в том числе и на медицину, особенно востребованную в ситуации, когда население сплошь и рядом травится паленой водкой. По экспертным оценкам, в год на каждого жителя России производится по два литра суррогатного алкоголя, отравления с летальным исходом составляют ежегодно десятки тысяч случаев. Причем, как утверждают специалисты, подпольным производством занимаются не только «нелегалы» водочного бизнеса, но и официально зарегистрированные ликероводочные заводы. Цифры говорят сами за себя -- в стране около 400 алкогольных заводов, в совокупности они способны в год производить более 380 млн декалитров, однако их мощности загружены только на треть. Выходит, что в дневную смену они работают «по-белому», а в ночную -- гонят левую водку. По мнению аналитиков, работать в тени легального производителя заставляет существующее налоговое законодательство. Теневой сектор алкогольного рынка уже сейчас наносит государству ущерб в 20 млрд руб. ежегодно, но прогнозы еще печальнее. В 2004 году водочный акциз был повышен на 18,5%, в нынешнем году его поднимут до 26,5%, в связи с чем многие эксперты опасаются, что многие компании могут полностью переместиться в теневой сектор рынка.

Вред теневого рынка очевиден не только для государства, но и для тех крупнейших отечественных производителей алкоголя, которые, несмотря на законодательное бремя, продолжают открыто работать на рынке, исправно дают отчисления в бюджет. Самое время попытаться вместе с государством найти разумное, компромиссное разрешение сложившейся ситуации, однако застарелая национальная привычка в первую очередь искать козла отпущения сработала и здесь -- крупнейшие российские водочники, объединенные в Национальную алкогольную ассоциацию, обнаружили главного виновника проблем внутреннего алкогольного рынка. Это зарубежные поставщики, в основном украинские компании. В письме на имя председателя правительства РФ Михаила Фрадкова руководство НАА поясняет, что украинские производители находятся на нашем внутреннем рынке в гораздо более благоприятном налоговом климате, а незащищенность отечественного производителя от конкурентов извне вдобавок позволяет импортерам отнимать у российских водочников значительную часть рынка... Утверждения авторов письма вызывают удивление хотя бы тем, что украинский алкоголь представлен в России главным образом компаниями Nemiroff и «Союз Виктан», которые занимают всего лишь 1,8% от общего объема российского алкогольного рынка. Кроме того, продукция указанных производителей многократно проверена и сертифицирована, то есть потребитель гарантирован от недоброкачественного дешевого товара. В свою очередь все акцизные сборы уплачиваются импортерами стопроцентной предоплатой по прозрачным, легко контролируемым гарантированными банками финансовым схемам с четким механизмом взыскания. Так что импорт (тем более в таких объемах) не представляет для отечественного производителя, и уж тем более для госбюджета, никакой опасности.

Представляется, что тезисы, изложенные в письме НАА российскому премьеру, и призывы о защите внутреннего алкогольного рынка от украинских импортеров, по сути, призваны отвлечь внимание государственных лиц от основной проблемы российского рынка алкоголя. Если легальных производителей спиртного в России беспокоят дальнейшее расширение теневого рынка и растущие потери госбюджета, для обсуждения на правительственном уровне целесообразно вынести ряд принципиальных предложений, внедрение которых поможет существенно наполнить бюджет и сократить «тень», например:

-- ввести систему банковского гарантирования уплаты акцизного сбора производителями алкоголя государству;

-- решить вопрос с акцизными складами, которые, по сути, превратились в большие «черные дыры», куда бесследно исчезают недополученные государством налоги;

-- исключить возможность использования неучтенного спирта для производства левой водки;

-- исключить саму возможность производства неучтенного спирта, ужесточить контроль за использованием спирта с льготной акцизной ставкой, либо отменить льготную ставку как таковую.

Решение именно этих вопросов способно будет защитить от потерь и злоупотреблений российское государство, российских производителей и российских потребителей, но никак не усиленный поиск очередного внешнего врага в образе зарубежных импортеров.

Cергей ПЕТРОВ