Время новостей
     N°43, 16 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2005
Тема нашествия
Пасхальный фестиваль в этом году будет выдержан в героических тонах
Традиционный, уже четвертый по счету Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, проходящий под патронатом правительства Москвы, а теперь еще и при поддержке Федерального агентства по культуре (фестивалю придан статус федерального), конечно, будет посвящен 60-летию Победы, но «его звучание будет шире», пообещал на пресс-конференции Юрий Лужков. Он сообщил, что «это культурное событие вышло далеко за рамки Москвы -- концерты пройдут еще в 20 регионах». И что это «фестиваль-река; такая масштабная». Поворачивать ее вспять мэр Москвы явно не собирается, как раз наоборот -- пусть течет, полноводная, куда ей надо.

А надо ей -- в провинцию. Чем дальше, тем глубже художественный руководитель Мариинки и Пасхального фестиваля погружается в отдаленные районы страны. Фестивальные программы запланированы в Ярославле, Тюмени, Омске, Ханты-Мансийске, Муроме, Северске, Угличе, Екатеринбурге, Томске, Александрове, и это еще не все.

Таким образом, теперь уже почти невозможно говорить о том, что основной процент программ приходится на Москву. Но все-таки здесь концентрируются все исполнительские силы и все главные тематические линии фестиваля. Самая заметная из них -- тема героики. Под гром Победы Валерию Гергиеву удалось одержать верх над русофильской фестивальной концепцией, которую сам же он когда-то и придумал. До сих пор «пасхальным кредо» было исполнение «русской классики в европейском контексте», причем последнее приходилось в основном на долю приглашенных звезд. Теперь Гергиев сам будет играть и Бетховена, и Берлиоза, и Прокофьева, и Рахманинова: «В честь Победы должны прозвучать не только русские композиторы, но и немецкие! «Колокола» Рахманинова и «Героическая» Бетховена -- а почему, собственно, нет? Герберт фон Караян ведь играл в Зальцбурге «Бориса Годунова», почему нам не сыграть «Смерть Клеопатры»?»

Героическую и масштабную фестивальную ноту поддержит самый громкий проект в расписании -- представление оперы Прокофьева «Война и мир» в той самой постановке Андрея Кончаловского, посмотреть которую ходили Владимир Путин и Тони Блэр. Спектакль будут показывать в Театре Советской армии: «Никто не знает, как там все прозвучит, никто не знает акустических свойств театра, и мы, конечно, играем с огнем, но рассчитываем на свой профессиональный опыт», -- сказал Гергиев, которому и вправду не впервой идти со своими операми в огонь и в воду. Публике особенно запомнился его кремлевский «Борис» под бесконечным проливным дождем.

Еще одно новшество особенно дорого худруку фестиваля -- он собрал Молодежный оркестр стран -- участниц Великой Отечественной войны (по образцу молодежных оркестров мира и Европы). Впрочем, Юрий Лужков назвал новинку Оркестром стран-победительниц. То есть мнения и представления организаторов слегка разошлись, но не кардинально. Четкой географической концепции у нового оркестра нет. Гергиев говорил то о странах постсоветского пространства, то о «странах, у которых есть понимание нас, нашей культуры и ее места». Пока в оркестре есть юные музыканты из Армении, Казахстана, Украины. А потом дирижер мечтает пригласить в оркестр музыкантов из Италии, Германии, Японии и т.д. Швейцарских музыкантов там, видимо, не будет по причине военного нейтралитета, впрочем, Гергиев с его способностью выдвигать эффектные и эффективные концепции, а потом гнуть их как какой-нибудь ивовый прутик наверняка, если понадобится, что-то придумает.

Кроме грандиозно пафосных на фестивале, как обычно, будут хоровые и звонильные программы, а для гурманов Петербурга и Москвы предлагается исполнение «Страстей по Иоанну» Баха Кельнским камерным хором и ансамблем старинной музыки Collegium Cartusianum Петера Ноймана. В прошлом году «Дни Баха» на Пасхальном фестивале, и особенно «Страсти по Матфею» в интерпретации Филиппа Херревеге и его ансамбля, стали главным событием сезона -- столько в них было музыки. Теперь кажется, что Пасхальный вознамерился привезти все страсти в лучших европейских исполнениях. Что выглядело бы как нельзя более благородно.

Столь же «гуманитарные» намерения в свою очередь продемонстрировал и Юрий Лужков: по словам Гергиева, им удалось договориться о том, чтобы привезти наконец из Мариинки в Москву тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунгов», которой мариинский дирижер ужасно гордится и из-за которой даже ссорится с московскими организациями, когда те говорят, что тетралогию не потянут. А вот Лужков потянет. Впрочем, это произойдет уже за рамками Пасхального фестиваля, который продлится с 1 по 11 мая. Вагнера же привезут в начале июня. Хотя он тоже родом из «страны-участницы».

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка