Время новостей
     N°37, 04 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2005
Ставки сделаны
Министерство финансов и бизнес подготовили сводные предложения по налоговой реформе
Вчера была предпринята очередная попытка уравновесить между собой предложения по новым шагам в налоговой реформе, поступающие в кабинет министров. Правительство на своем очередном заседании начало обсуждать налоговый пакет, заслушав, правда, пока лишь небольшую его часть -- доклад Министерства финансов о предполагаемых реформах налогообложения малого бизнеса. Одновременно Совет по конкурентоспособности и предпринимательству выбрал среди поступивших от бизнеса самые «жизнеспособные» предложения, которые будут представлены на обсуждение правительства. Сценарий налоговой реформы, который правительство вместе с бизнесом пытается нарисовать хотя бы контурно, пополнился новыми идеями.

Минфин в роли основного разработчика налогового пакета представил расчеты потерь, которые может понести бюджет в случае снижения каждого конкретного налога. Несколькими днями раньше министр финансов Алексей Кудрин высказал свое личное мнение насчет того, что в принципе снижать налоги в данный момент было бы опрометчивым поступком. Аналогичные рекомендации, как известно, недавно высказали и представители Международного валютного фонда. Но так как аппарат правительства продолжает настаивать на снижении НДС в самом радикальном варианте -- с 18 до 13%, Минфину пришлось свести в наглядную таблицу все возможные варианты снижения ставки НДС, с учетом ликвидации льготных ставок и без. К примеру, при снижении ставки НДС до 13% бюджет потеряет 308 млрд руб., при снижении до 15% -- 135 млрд руб. Более лояльно отнесся Минфин к предложениям предпринимателей улучшить администрирование НДС. Однако в своих расчетах министерство предостерегает, что введение ускоренного возмещения этого налога при капитальных вложениях «съест» за два года 150 млрд бюджетных рублей -- столько же, сколько введение заявительного порядка возмещения НДС экспортерам.

По другим налогам минфиновские предложения особой конкретикой не отличаются. Единая ставка налога на добычу полезных ископаемых, как признает Минфин в подготовленных документах, большая проблема. Но дальше этого не делается ни шага.

Что касается предложения о снижении единого социального налога с действующей ныне максимальной ставки 26% до 15%, высказанного деловым сообществом, то никаких расчетов целесообразности (или нецелесообразности) такого шага Минфин пока не подготовил. В министерстве считают, что провести такие расчеты пока крайне сложно, поскольку нет данных даже о том, как влияет на экономику нынешняя 26-процентная ставка (напомним: до 1 января 2005 года ставка ЕСН составляла 35,6%).

С 2006 года Минфин считает необходимым ввести в действие главу Налогового кодекса, регулирующую уплату налога на наследство и дарение, а с 2007 года -- местный налог на недвижимость жилого назначения.

Для малого бизнеса финансовое ведомство предлагает небольшое послабление: если до сих пор упрощенную систему налогообложения могли использовать предприятия с годовым оборотом не более 15 млн руб, то теперь Минфин готов повысить планку до 20 млн, хотя предприниматели настаивали на более значительном повышении. Ставку же налога на прибыль Минфин трогать пока не собирается (в том числе и для новых особых экономических зон, где предлагается освобождать субъектов бизнеса только от земельного налога и налога на имущество), зато призывает Госдуму как можно скорее принять внесенные правительством поправки по введению открытого перечня расходов, за счет чего предприятие сможет уменьшать свой налог.

Особый акцент делает Минфин на реформе налогового администрирования. Предлагается, в частности, ввести жесткие стандарты деятельности налоговых инспекций, ограничить основания, при которых могут быть проведены повторные проверки, уточнить составы налоговых правонарушений и установить максимальный срок проведения выездных налоговых проверок.

Хотя Минфин подчеркивает, что его предложения подготовлены при участии рабочей группы Совета по конкурентоспособности, это вовсе не означает, что не вошедшие в минфиновский перечень меры по снижению налогов не будут иметь права на жизнь. Предпринимателям, по предварительным данным, дадут возможность высказать дополнительные предложения на следующем заседании правительства, посвященном налоговой реформе.

Предложения бизнес-сообщества оказались разношерстными, что неудивительно. Ведь если средний бизнес волнует, к примеру, возможность дальнейшего снижения ЕСН, то для крупных корпораций, где платятся высокие зарплаты, социальный налог применяется с регрессией, и его снижение не столь актуально.

По большей части предложения разных групп бизнеса перекликаются с тем, что предлагает Минфин. На первое место в ряду своих предложений бизнес поставил также улучшение администрирования, упрощение отчетности и введение ограничений, не позволяющих инспекторам произвольно трактовать налоговое законодательство.

Очень много предложений у бизнеса в отношении упрощения налогового режима малых предприятий. Причем выдвигают их не только организации малого бизнеса, но и Торгово-промышленная палата, ратующая за введение патентов вместо вмененного налога, а также "Сибмашхолдинг", предлагающий повысить порог перехода к "упрощенке" до 600 млн рублей.

В целом бизнес-сообщество к заседанию правительства намеревается представить довольно "нейтральный" документ. По словам председателя Координационного совета предпринимательских союзов России Александра Шохина, сначала надо обеспечить либерализацию администрирования налогов, а с 2007 года говорить о снижении ставок. Причем по НДС приоритеты расставлены точно так же: сперва разобраться с возмещением, а затем смотреть на ставки.

Наиболее неоднозначные «индивидуальные» предложения от бизнеса оказались у президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова и у крупных корпораций -- "Сибмашхолдинга" и ЛУКОЙЛа. Г-н Примаков предлагает перейти на дифференцированную шкалу подоходного налога, введя 20-процентную ставку для крупных доходов. "Сибмаш" вопреки позиции бизнес-сообщества, решившего отныне не произносить словосочетание «налоговая амнистия», рискнул оставить такое предложение в своих документах. ЛУКОЙЛ в свою очередь делает акцент на совершенствовании холдингового законодательства -- например, предлагает установить нулевую ставку налога на прибыль для дохода, полученного в виде дивидендов. Сейчас эта ставка составляет 9%.

В свою очередь глава холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска предлагает сократить срок возмещения НДС по экспортным операциям с трех месяцев до месяца, снизить НДС и ставку пошлины на импорт оборудования, а также законодательно освободить основные средства от налога на имущество в течение первых четырех лет их эксплуатации для стимулирования обновления оборудования на отечественных предприятиях.

Ирина СКЛЯРОВА