Время новостей
     N°125, 17 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.07.2001
В ожидании
Таможенный кодекс может быть кардинально изменен
Вице-премьер Алексей Кудрин утверждает, что в самое ближайшее время пакет поправок к Таможенному кодексу поступит в правительство и уже в третьем квартале 2001 г. будет передан в Думу. Пакет поправок к кодексу настолько велик и они так радикально могут поменять существующую таможенную систему, что документ уже называют новой редакцией кодекса, а его разработка и согласование длятся не один год.

Согласно плану законодательной деятельности правительства проект ТК должен был быть представлен на обсуждение кабинета министров еще в начале весны 2001 г. Однако этого не произошло и по сей день. Проблема в серьезных разногласиях, возникших при согласовании кодекса между Минэкономразвития и ГТК. Оба ведомства ведут себя пока на удивление корректно по отношению друг к другу и о своих разногласиях предпочитают умалчивать. Что же касается возможных сроков окончания процесса согласований, то представители ГТК и МЭРТ практически в унисон заявляют о 99-процентной готовности документа. Длится все это уже около полугода.

Тем не менее к 10 сентября -- началу осенней сессии Госдумы -- проект ТК должен, предварительно получив одобрение правительства, уйти на рассмотрение депутатов. И так или иначе ГТК и МЭРТ придется выработать единый вариант документа в самое ближайшее время. В противном случае спор надо будет выносить в правительство, в чем наверняка не заинтересован ни глава МЭРТ Герман Греф, ни глава ГТК Михаил Ванин.

Внешнее спокойствие соблюдается не всеми властными структурами. В кулуарах Госдумы предстоящее обсуждение кодекса и процесс его подготовки воспринимаются неоднозначно. В частности, глава таможенного подкомитета Валерий Драганов обвиняет ГТК в нежелании сотрудничать с Думой и отстаивании собственных интересов.

В ГТК на просьбу корреспондента газеты «Время новостей» прокомментировать ситуацию вокруг работы над ТК ответили, что поправки ко второму чтению документа пока на рассмотрение подкомитета г-на Драганова не выносились. Причина, по словам официального представителя ГТК, заключается в отсутствии на документе визы Германа Грефа. При этом в ГТК подчеркнули, что поправки ко второму чтению получили одобрение 18 ведомств (в том числе и Минфина), 15 ведущих ассоциаций деловых кругов, Всемирной таможенной организации, Комиссии ЕЭС, постоянного Консультативного совета по иностранным инвестициям под руководством Михаила Касьянова и Европейского делового клуба.

Что же касается позиции МЭРТ, то ее газете «Время новостей» пообещали прояснить в самое ближайшее время.



Глава таможенного подкомитета бюджетного комитета Госдумы, экс-глава ГТК Валерий Драганов:

-- К сожалению, я не знаком с последним правительственным вариантом. Все предыдущие были настолько неудачными, что в спасение документа трудно поверить. Но все может быть. Мне известна позиция Германа Грефа, и если он визировал этот документ, надежда на его прохождение в Думе есть, ведь наши позиции практически совпадают.

Во-первых, кодекс должен быть актом прямого действия, регулировать интересы бизнеса и государства, а не интересы таможенного ведомства, как это происходит сегодня. Во-вторых, вольно или нет, но таможня диктует бизнесу свои условия, тогда как таможенные процедуры, напротив, должны раскрепостить участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Таможенные процедуры должны быть прозрачными. Это резко ускорит товарооборот, произойдет облегчение торговли, а вместе с этим вырастут поступления в бюджет. Инвестиционный климат станет более благоприятным. Не говоря уже о том, что все участники ВЭД только с принятием нового кодекса могут рассчитывать на справедливую защиту в суде.

Наконец, нужно признать -- двухгодичное игнорирование требований ВТО по проекту кодекса, явившееся, кстати, одной из причин провала последних переговоров, должно быть, конечно, учтено. Не «исполнено под козырек», но учтено.

В работе над кодексом ГТК хочет не радикально пересмотреть свои позиции, а лишь улучшить плохой ныне действующий, явно административный кодекс. Он позволяет удерживать в руках ГТК несвойственные и ненужные ему функции -- указывать, куда и как быстро должен идти товар, устанавливать правила ВЭД по личному усмотрению, необоснованно задерживать товары, применять в их отношении санкции без какой-либо ответственности за это. Безусловно, если бы не странная позиция ГТК, направленная на ограничение, а в ряде случаев и на прямые запреты общения с депутатами Таможенного подкомитета, то процесс работы над кодексом двигался бы быстрее.

При этом осмелюсь утверждать, что невозможность в течение двух лет согласовать в министерствах, администрации президента и правительстве вариант кодекса, нужного государству, объясняется тем, что все эти органы госвласти идут на поводу у ГТК, навязывающего им свои позиции. Сейчас в Думе есть рабочая группа Координационного совета фракций ("Единство", "Отечество", "Российские регионы", "Народный депутат"), в рамках которой мы приглашаем ГТК и все заинтересованные ведомства для гласного, объективного обсуждения кодекса. В этом случае, я уверен, мы придем к правильному результату.

Если же ГТК не изменит свою позицию, я убежден, что проект кодекса в Думе не пройдет, и мы будем вынуждены опять делать новый проект.
(Беседовала Ольга АНТОНОВА)

Ольга АНТОНОВА, Анна ФЕОФИЛАКТОВА