Время новостей
     N°36, 03 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2005
Российский рынок дорос до Iberia
Испанские летчики в третий раз открывают Москву
Об открытии регулярного рейса Мадрид--Москва вчера объявила испанская авиакомпания Iberia. Это ее третья попытка внедриться на российский рынок с момента распада СССР. Две предыдущие оказались коммерчески безуспешными. Сейчас регулярные полеты между столицами двух стран совершает только российский «Аэрофлот». Конкуренция между «Аэрофлотом» и Iberia вчера началась с нехорошего предзнаменования. Самолеты двух компаний едва не столкнулись в аэропорту Барселоны. Ужасная катастрофа была весьма вероятна, но, к счастью, все обошлось.

Как сообщила вчера на пресс-конференции в Москве вице-президент Iberia Сильвия Кайро, с 13 марта испанская компания начинает ежедневные полеты Мадрид--Москва на самолетах А319. Московской базой Iberia станет аэропорт Домодедово.

По данным г-жи Кайро, сейчас все авиакомпании, летающие между двумя странами (а это почти исключительно российские перевозчики -- «Аэрофлот» и многочисленные чартерные фирмы), обслуживают за год 250 тыс. пассажиров. Г-жа Кайро сказала, что Iberia рассчитывает одна в перспективе перевозить на этом маршруте 150 тыс. человек в год. Впрочем, отметила она, достигнуть такого объема в 2005 году невозможно, и затруднилась прогнозировать, когда эта цифра станет реальностью.

За последнее десятилетие с небольшим Iberia уже дважды открывала и закрывала свое представительство в Москве. Первый раз офис испанской авиакомпании появился здесь в 1992 году и проработал полтора года. В следующий раз это случилось в 1995 году. Тогда полеты из Москвы продолжались до 1999 года. Историю самой первой попытки закрепиться на российском рынке г-жа Кайро вчера не стала анализировать. А насчет второй сказала, что тогда Москва рассматривалась руководством Iberia не как самоценный пункт назначения, а лишь как промежуточная посадка на маршруте в Японию. «Япония не оправдала наших ожиданий, и заодно с ней пришлось «закрыть» Москву», -- рассказала вице-президент. По ее словам, с тех пор российский рынок развился настолько, что теперь представляет для Iberia самостоятельный интерес. Поэтому можно говорить, что впервые начинаются полеты собственно в Россию, подчеркнула г-жа Кайро.

С целью раскрутки маршрута до 15 апреля Iberia будет продавать билет из Москвы в любую точку Испании, т.е. вместе с перелетом на внутреннем рейсе, если потребуется, за 299 долл. «туда и обратно» (без налогов и аэропортовых сборов). Одним из своих главных конкурентных преимуществ испанские авиаторы считают развитую сеть маршрутов в Латинскую Америку. По мнению г-жи Кайро, потенциальный объем пассажиропотока между Россией и латиноамериканскими странами достигает 50 тыс. человек в год. Iberia надеется, что значительная часть этих путешественников захочет воспользоваться ее услугами.

Тарифы «Аэрофлота» на рейсе Москва--Мадрид начинаются сейчас с 330 долл. (тоже без налогов). Тем не менее руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг вчера выразила «Времени новостей» уверенность, что российская компания сможет сохранить на этом направлении тех клиентов, которых она завоевала за годы работы. В начинающейся конкуренции у «Аэрофлота» перед Iberia есть кое-какие стартовые преимущества. В частности, российский перевозчик, в отличие от испанского, имеет прямые рейсы из Москвы не только в Мадрид, но и в Барселону. И именно Барселона является наиболее популярным у российских туристов пунктом назначения в Испании.

Что касается оптимистических прогнозов относительно потенциала маршрутов из России в Латинскую Америку, г-жа Данненберг предпочла их не комментировать. За последние годы в связи с низкой рентабельностью «Аэрофлот» закрыл почти все латиноамериканские рейсы, которые у него были.

Старт прямого коммерческого соревнования Iberia с «Аэрофлотом» вчера был ознаменован неудачной посадкой. То, что происшествие в Барселоне не привело к человеческим жертвам, большая удача. Как сообщила вчера пресс-служба «Аэрофлота», садившийся в столице Каталонии Ту-154 приземлился не на посадочную полосу, а на рулежную дорожку, проходящую примерно на расстоянии 250 метров. «Рулежку» в этот момент пересекал самолет Dash-8, принадлежащий Iberia. «При приземлении на рулежную дорожку самолета большей массы катастрофа была бы неминуема», -- признает «Аэрофлот» в своем заявлении. Причины происшествия вчера еще не были известны.

Михаил КУКУШКИН