Время новостей
     N°34, 01 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.03.2005
Турецкий гамбит немецкой оппозиции
Анкару зовут к покаянию за геноцид
ХДС/ХСС добивается, чтобы правительство Германии потребовало от Турции «безоговорочной оценки своей роли в отношении армянского народа как в прошлом, так и в настоящем». В противном случае немецкая оппозиция требует рассматривать позицию Анкары, отрицающей массовые планомерные убийства и выселения армян, как «противоречащую идее примирения, лежащей в основе общности ценностей Евросоюза». Христианские демократы подчеркнули, что при любом исходе дела будут против приема Турции в ЕС.

Турецкий посол в Берлине Мехмет Али Иртемчелик заявил, что никаких шагов настречу Армении накануне годовщины начала армянских погромов Турция делать не собирается. При этом дипломат обозвал ХДС/ХСС «рупором фанатичного армянского национализма, направленного против территориальной целостности Турции и существующих границ между обеими странами».

Европарламент еще в декабре 2004 года прямо увязал свое согласие на прием Турции в ЕС с требованием признать «геноцид против армянского народа». Эта формулировка крайне раздражает турецкие власти. Под дипломатическим давлением министерство образования восточногерманской земли Бранденбург в начале года исключило из программ по истории сведения о массовых убийствах армян в Османской империи, которые приводились там для иллюстрации понятия "геноцид". Однако местная оппозиция восстала, и злополучный абзац вернули на место, разбавив дополнительными историческими примерами геноцида.

Во время предстоящих парламентских прений критикой Турции дело не ограничится. Христианские демократы не забыли, что в первую мировую войну Германия и Турция были союзниками, связанными секретным договором. В запросе ХДС/ХСС в бундестаг со ссылкой на архивы германского МИДа «с сожалением» указывается, что политическое и военное руководство кайзеровской Германии «с самого начала было самым подробным образом информировано о преследованиях и убийствах армян, но оставалось безучастным».

Юрий ШПАКОВ, Берлин