Время новостей
     N°33, 28 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2005
Берегись автомобиля
Развитие автокредитования в России может привести к новому притоку иномарок
Проанализировав развитие банковского кредитования в России на фоне роста благосостояния граждан, в Минпромэнерго пересмотрели прогноз спроса на автомобили к 2010 году в сторону повышения. «Вместо ожидавшихся 2,2 млн машин к 2010 году в России будет ежегодно продаваться порядка 2,8 млн автомобилей», -- заявил замглавы Минпромэнерго Андрей Реус на совещании с участниками Объединения автопроизводителей России. Впрочем, учитывая неутешительные прогнозы развития отечественной автопромышленности, достигнуть заявленных показателей в правительстве, очевидно, рассчитывают за счет продаж автомобилей иностранного производства.

«В 2004 году произошел рост спроса на автомобили. Это связано в том числе с тем, что активно развивается инфраструктура потребительского кредита. Причем речь идет о кредитных возможностях для средних слоев населения», -- заявил г-н Реус. Доля автомобилей, проданных в кредит, на конец 2003 года, по разным оценкам, составляла 13--15%. В 2004 году в кредит, по данным Минпромэнерго, продано 15--20% машин, а на 2005 год прогнозируется уже 25--35% от общего числа продаж автомобилей. Чиновники рассчитывают, что за счет бурного развития автокредитования через пять лет в России будет ежегодно продаваться на 600 тыс. автомобилей больше, чем прогнозировалось до сих пор. Стимулом для развития потребительского кредитования и, следовательно, роста продаж в Минпромэнерго называют увеличение покупательской способности населения. Представители ведомства отмечают, что в текущем году темп роста реальных доходов населения по сравнению с прошлым годом вырастет на 9%, а в 2010 году -- на 59%.

Следует отметить, что в 2000 году в материалах к VIII Международной автомобильной конференции приводился возможный объем продаж легковых автомобилей на внутреннем рынке в 2010 году -- 2,8 млн машин. В концепции развития отечественного автопрома, принятой правительством летом 2002 года, объем ежегодных продаж автомобилей в России к этому сроку прогнозировался уже на уровне 2,5 млн штук. В конце минувшего года замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин заявил, что к 2010 году в России будут продаваться порядка 2,2 млн автомобилей. При этом, по его словам, производство автомобилей иностранных моделей в России должно составить примерно 400--450 тыс. машин ежегодно. Столько же придется на импорт машин из-за рубежа. Отечественные автозаводы к этому периоду должны будут увеличить выпуск легковых автомобилей на 150--200 тыс. машин в год, до 1,2--1,3 млн штук.

Впрочем, по результатам исследования рынка автомобилей, проведенного «Северсталь-Авто» (управляет Ульяновским автозаводом), через два года рост производства отечественных автомобилей и вовсе прекратится, и с 2006 года начнется спад, в результате которого в 2010 году их будет производиться меньше, чем в 2004 году (956 тыс. против 1,01 млн в 2003 году). А следовательно, прогнозируемый в Минпромэнерго рост продаж придется именно на автомашины иностранного производства.

При этом, отмечает г-н Реус, возможны два варианта: или к нам хлынут иномарки из-за рубежа, или модели, пользующиеся спросом у среднего класса, будут собираться в России. Как утверждает замглавы Минпромэнерго, в настоящее время есть понимание того, что надо дальше сделать, -- установить такой режим торговой политики, чтобы собирать автомобиль здесь было бы выгоднее, нежели ввозить готовый. Однако именно это понимание правительству не удается воплотить на практике на протяжении уже нескольких лет.