Время новостей
     N°33, 28 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2005
Потом не жалуйтесь
Налоговики создают службу внутренней безопасности
К оптимизации администрирования налогов Министерство финансов, похоже, оказалось готово даже раньше, чем эту тему успели обсудить на заседании правительства. Не успело из уст вице-премьера Александра Жукова прозвучать предложение о создании в рамках Федеральной налоговой службы специальных «жалобных» подразделений, как финансовое ведомство официально поручило ФНС создать в территориальных управлениях структурные подразделения по рассмотрению жалоб налогоплательщиков на результаты проверок. Правда, скептики опасаются, что принцип «проверять сам себя» окажется малопригодным для налоговой службы. Тем более, не очень понятно как это соотносится с административной реформой (в рамках которой, кстати, и было реформировано Министерство по налогам и сборам, потерявшее в статусе и перешедшее в ранг надзорной инстанции).

Вкратце поручение Минфина сводится к расширению штата фискального ведомства за счет введения новой контролирующей инстанции, сотрудники которой рассматривали бы жалобы плательщиков на противоправные действия или бездействие представителей налоговых органов. Руководитель такого подразделения (проверяющего деятельность той или иной инспекции) должен, по логике Минфина, назначаться приказом руководителя вышестоящего налогового органа. Фактически из состава инспекций должны быть выделены самые «беспристрастные» и «неподкупные» для контроля за своими же коллегами. Правда, налоговой инспекции ничто не мешает и сегодня рассматривать жалобы плательщиков, без создания специальных подразделений.

Вышестоящие инстанции обязаны «разруливать» конфликты плательщиков с инспекторами. Однако добиться ответа на свои претензии, не обращаясь в суд, сегодня практически невозможно. Даже в случае вопиющих нарушений налогового законодательства, к примеру самовольного ограничения срока приема отчетности, к инспекции, как правило, санкций не применяется. Управление ФНС по Москве, к примеру, никак не реагирует на вывешенные в ряде столичных инспекций объявления о том, что для получения ИНН необходимо самостоятельно поехать и сняться с налогового учета по прежнему месту жительства. Хотя делать это Налоговый кодекс уже с прошлого года никого не обязывает.

Получится ли преломить сознание россиян, привыкших, что писать жалобы в нынешней системе госвласти довольно неблагодарное занятие, покажет время. Но уже сейчас ясно, что создание жалобных подразделений без внесения в законодательство поправок, вводящих персональную ответственность инспекторов за свои действия, бесперспективно.

Другая инициатива Минфина, ранее также планировавшаяся в рамках «налогового пакета», о введении неких «фильтров» на решения, выносимые по результатам проверок крупнейших плательщиков, также частично должна быть реализована уже в ближайшее время. По сведениям "Времени новостей", ФНС по поручению Минфина уже готовит приказ о совершенствовании порядка оформления результатов налоговой проверки.

В идеале налоговая служба должна подготовить некий документ, подробно описывающий алгоритм действий инспектора, после перепроверки отчетности обнаружившего некие нарушения налоговых обязанностей плательщиком. В случае если претензии налоговиков к предприятию достигнут определенной «критической» суммы, дальнейшая судьба плательщика (точнее, его обязательств пред бюджетом) будет вынесена на своеобразный «консилиум» с представителями вышестоящего налогового органа. А решения, вынесенные по итогам проверки крупнейших налогоплательщиков, администрируемых на федеральном уровне, должны будут согласовываться с Федеральной налоговой службой вне зависимости от результатов проверки.

В самой ФНС инициативы вышестоящего ведомства приняли к сведению. Но пока не разглашают, как идет подбор кадров для «жалобных подразделений». Учитывая, что даже столичные инспекции сетуют на нехватку сотрудников, подобрать квалифицированных людей на новые «проверяющие» вакансии будет довольно затруднительно. В противном случае одному и тому же человеку по вторникам и четвергам придется принимать граждан, а по средам и пятницам, пересев в другой кабинет, выслушивать жалобы на самого себя.

Ирина СКЛЯРОВА