Время новостей
     N°124, 16 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2001
В Дели – как к себе домой
Генерал Мушарраф вспомнил детство
Сегодня, в завершающий день индо-пакистанского саммита в индийском городе Агра, премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи и президент Пакистана генерал Первез Мушарраф сообщат взволнованной публике, чего же именно они достигли в ходе двусторонних переговоров. Ожидается, что во второй половине дня лидеры проведут совместную пресс-конференцию или даже обнародуют совместное заявление -- Агрскую декларацию.

Любые попытки к примирению двух враждующих ядерных держав, естественно, вызывают одобрение не только в регионе, но и во всем мире. Нынешняя встреча на высшем уровне стала первой после вооруженного столкновения между двумя странами в районе Каргила в 1999 году. Однако отрадный факт переговоров не может скрыть огромных различий в их позициях, которые вряд ли удалось заметно сблизить.

Публичные заявления Ваджпаи и Мушаррафа большого оптимизма не добавили -- как и прежде, Пакистан хотел бы говорить с Индией о Кашмире и только о нем, Индия же предпочитает обсуждать двустороннее экономическое и гуманитарное сотрудничество, оставляя Кашмир на заднем плане. Желая улучшить общую атмосферу диалога, накануне саммита Индия сделала ряд примирительных жестов -- из индийских тюрем обещано освободить несколько сотен пакистанских заключенных, облегчить визовый режим для жителей Кашмира, наладить там прямое транспортное сообщение, а также снизить ввозные пошлины на некоторые виды пакистанских товаров. Эти позитивные идеи не вызвали у Исламабада никакого энтузиазма, так как не приближают его главной цели -- изменения статуса индийского Кашмира.

Приезд в Индию «убийцы» Мушаррафа, которого в Дели открыто называли виновником каргильского кризиса 1999 года, вызвал немало кривотолков и конфузов. Приветствовавший гостя от лица вооруженных сил Индии маршал ВВС Типнис предпочел пожать заклятому врагу руку, чтобы только не отдавать ему честь. Мушарраф спровоцировал в Дели большой скандал, пригласив на чай в пакистанском представительстве лидеров кашмирской сепаратистской группировки «Хурриет». Возникший конфликт помогли смягчить напоминания Мушаррафа об общих корнях двух конфликтующих народов -- в субботу он посетил дом в старой части Дели, откуда его семья бежала в 1946 году в период хаоса перед разделом страны. Для ностальгической полноты картины нашлась старая служанка, помнящая пакистанского президента-диктатора четырехлетним мальчиком. Развивая тему общего наследия, Мушарраф возложил венок у мемориала отца независимой Индии, сторонника идей ненасилия Махатмы Ганди. В книге для почетных гостей генерал написал: «Никогда потребность в идеалах Ганди не чувствовалась острее, чем сегодня, особенно в контексте пакистано-индийских отношений».

Остается непонятным, возьмет ли генерал Мушарраф на себя миссию пропаганды идей ненасилия среди поддерживаемых Исламабадом кашмирских моджахедов, поклявшихся сражаться с «индийскими оккупантами» до последней капли крови. Единственным реальным сценарием мирного решения кашмирского вопроса могли бы стать переговоры с Индией о расширении автономии Кашмира и демилитаризация региона при гарантиях того, что опустевшие позиции военных не займут непримиримые сепаратисты или лоялисты. Поскольку Мушарраф обладает всей полнотой гражданской и военной власти, он имеет возможность реализовать этот план, не опасаясь удара в спину со стороны консервативных сил.



Независимые Индия и Пакистан возникли в 1947 году в результате раздела единой британской колониальной Индии, которому предшествовали кровавые религиозные стычки и переселение миллионов людей. Религиозное размежевание большее всего ударило по находившемуся на стыке конфессий Кашмиру. Индуистский махараджа Кашмира не спешил присоединить свое населенное в большинстве мусульманами княжество к одной из двух новорожденных наций, однако вторжение пакистанских пуштунов побудило его обратиться за помощью к Индии. Пакистан не признал вхождения Кашмира в состав Индии, что привело к первой индо-пакистанской войне 1947--1948 годов и разделу Кашмира на индийскую и пакистанскую части. Вторая кашмирская война Индии и Пакистана разразилась в 1965 году, а после третьей войны из-за образования Бангладеш в 1971 году линия прекращения огня в Кашмире трансформировалась в нынешнюю «линию контроля».

Сейчас Индия контролирует около 45% территории Кашмира, Пакистан -- более трети, все остальное с согласия Исламабада прибрал к рукам Китай. За полвека позиции противников не сблизились -- Пакистан требует проведения в индийском Кашмире референдума по вопросу о самоопределении, Индия считает свой суверенитет над Кашмиром не подлежащим обсуждению.

В 1989 году на территории Индии началось исламское сепаратистское восстание, ставившее целью воссоединение Кашмира под эгидой Пакистана. Погибли от 30 до 60 тыс. человек. На «линии контроля», протянувшейся на 720 км, происходят регулярные перестрелки индийских войск с сепаратистами и силами пакистанской армии. После испытания Индией и Пакистаном в 1998 году ядерного оружия лидеры обеих стран попытались ослабить опасное противостояние. В феврале 1999 года индийский премьер Ваджпаи встретился в Лахоре с пакистанским премьером Шарифом, однако осуществление подписанной ими мирной декларации было сорвано из-за ожесточенных боев в Кашмире, едва не приведших к четвертой индо-пакистанской войне. Под давлением президента США Клинтона Шариф отказал в поддержке пропакистанским боевикам. Его «пораженческая» позиция привела к тому, что в октябре 1999 года Шариф был свергнут командующим вооруженными силами генералом Первезом Мушаррафом.

Александр ТИМОФЕЕВ