Время новостей
     N°29, 21 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2005
Дорога дивидендам
РЖД советуют правительству, как потратить прибыль
«Российские железные дороги» придумали, где взять деньги на перенос ветки между Транссибом и БАМом из зоны затопления Бурейской ГЭС -- эту задачу перед РЖД поставил осенью Владимир Путин. Глава железнодорожного ведомства Геннадий Фадеев предложил правительству направить на финансирование этого проекта дивиденды по итогам работы компании в 2004 году в размере 1,6 млрд руб. Общая стоимость проекта составляет 5 млрд руб. «Остальное должны добавить Чубайс и само правительство», -- заявил глава РЖД.

Создание обходного пути (29,3 км) вокруг участка, попадающего в зону затопления водохранилищем Бурейской ГЭС, было предусмотрено в проекте строительства электростанции. Работы по переустройству линии начались в 1992 году, но в 1996-м были прекращены из-за отсутствия финансирования. МПС, когда его возглавлял Николай Аксененко, обязалось инвестировать в проект достройки ГЭС, однако после скандальной отставки министра вышло из него, так как сочло непрофильным. В РАО «ЕЭС» заявили, что намерены финансировать только достройку самой ГЭС. А поскольку водохранилище находится в федеральной собственности, энергетики предложили либо выделить средства на вынос ветки из зоны затопления из федерального бюджета, либо внести проект в инвестпрограмму РЖД.

В ноябре 2004-го в ситуацию вмешался президент Владимир Путин, который на рабочей встрече потребовал лично от г-на Фадеева решить проблему. В ответ г-н Фадеев заявил, что у РЖД нет на это денег и что ветка -- проблема РАО «ЕЭС», чем вызвал недовольство главы государства. В конце года на заседании правления РЖД председатель совета директоров компании, вице-премьер Александр Жуков предложил разделить затраты на троих: правительство, РАО и РЖД. Геннадий Фадеев готовность выделить одну треть средств подтвердил, но назвать источники затруднился: как известно, инвестпрограмма железнодорожной монополии на текущий год не предусматривала финансирования этого проекта.

Теперь же глава РЖД сообщил, что собирается де-факто найти деньги в кармане у государства как 100-процентного акционера компании. Результаты работы РЖД и размер дивидендных выплат в 2004 году пока не сообщались -- итоги финансового года будут подведены в апреле. Свои первые и пока единственные дивиденды государству РЖД заплатили по итогам 2003 года -- 587, 2 млн руб. (10% от чистой прибыли). Согласно предварительным данным, озвученным г-ном Фадеевым на расширенном декабрьском правлении, за 2004 год РЖД должны получить 8,7 млрд руб. чистой прибыли. Впрочем, размер дивидендов компании в любом случае определит правительство.

В пресс-службе РАО «ЕЭС» вчера заявили, что, по их данным, затраты на реконструкцию железнодорожной ветки включены в инвестпрограмму энергохолдинга на этот год. Размер вложений представитель компании назвать затруднился. Правительство же пока не сообщало, собирается ли выделять средства на этот проект.

Яна ГОДОВАНАЯ