Время новостей
     N°29, 21 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2005
Мечтатель из Астаны
На днях, выступая с обращением к народу на заседании казахстанского парламента, президент Нурсултан Назарбаев предложил «создать Союз центральноазиатских государств» (назовем его для краткости СЦАГ). «Прочной базой для такого объединения, -- сказал г-н Назарбаев, -- может послужить Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном».

Нурсултан Назарбаев уже второй десяток лет неустанно подтверждает имидж главного интегратора на постсоветском пространстве. Он напоминает о своем авторстве Евразийской идеи, он один из инициаторов создания Единого экономического пространства (ЕЭП). В конце концов, благодаря в том числе и ему распад СССР в 1991 году не привел к отделению азиатской части бывшего Союза от европейской -- именно в Алма-Ате в декабре 1991-го было объявлено о создании СНГ.

А в 1994 году в развитие заключенных ранее казахско-киргизско-узбекских договоров о формировании единого экономического пространства и даже экономического союза трех стран региона возникло Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). Затем его экономическая составляющая как-то тихо отмерла, из ЦАЭС выпала буковка «Э» и получилось просто ЦАС. Потом, в 1998-м, к соседям присоединился Таджикистан, где к тому времени закончилась гражданская война. В 2001-м уже по инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова ЦАС превратилось в ОЦАС, Организацию центральноазиатского сотрудничества. Венцом этой кипучей интеграционной деятельности стало вступление в эту организацию в 2004 году России. Очевидно, что Москву позвали потому, что Астана, Бишкек и Ташкент убедились, что сами они не способны найти друг с другом общий язык и им нужен заинтересованный посредник, готовый стать экономическим локомотивом интеграции.

А параллельно с этим проходила бурная деятельность по созданию ЕЭП, куда никого из Центральной Азии, кроме Казахстана, не позвали. Бишкек и Ташкент едва скрывали раздражение. Сегодня же, после смены власти на Украине, и судьба ЕЭП кажется туманной.

Вспомним и другое. Еще на прошлом саммите СНГ г-н Назарбаев предложил провести радикальную реорганизацию доказавшего свою эфемерность Содружества, упразднив множество недееспособных структур и создав Совет безопасности СНГ. Идея не нашла широкой поддержки, что стало очевидно в конце января, на заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Москве.

Так что же произошло сегодня, что подвигло г-на Назарбаева начать все сначала, и снова в Центральной Азии? А вот что. «У нас (у трех стран региона. -- А.Д.) общие экономические интересы, культурно-исторические корни, язык, религия, экологические проблемы, внешняя угроза -- о таких предпосылках архитекторы строительства Европейского союза могли только мечтать». «Нам надо перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте», -- продолжает г-н Назарбаев. Вот тут-то и понимаешь, насколько отважен «мечтатель из Астаны», обнаруживший «завистников» в Европе.

Действительно, им и не снились «предпосылки» объединения государств с заминированными границами, где только за последние годы подорвались уже десятки людей, а любые разговоры о свободе передвижения в интересах «простых людей» принимаются в штыки. Им и не снились нескончаемые территориальные споры между странами и высочайшая бдительность пограничников, готовых стрелять по «простому человеку», пересекающему рубеж с мешком ширпотреба за спиной. Им и не снился тот беспрецедентно высокий уровень взаимного недоверия и подозрительности, что уже многие годы отличает центральноазиатских лидеров. Наконец, европейцы могут только «позавидовать» тому бесподобному цинизму, с каким центральноазиатские режимы манипулируют общественным мнением в своих странах и жестоко подавляют оппозицию.

Невозможно представить, что г-ну Назарбаеву неведомы эти простые соображения. Тогда зачем же смешить мир, своих соседей и сограждан задумками нового союза, душой и мозгом которого ему видится Казахстан? Неужели казахстанского президента вдохновили прогнозы российского политолога Белковского, предсказавшего недавно формальный распад СНГ, «азиатская часть которого будет ориентирована на Казахстан, если последнему удастся реализовать свои геополитические амбиции регионального уровня»?

Если так, то логика г-на Назарбаева понятна. Не случайно же он в послании народу напоминает, что под его руководством Казахстан «превратился в региональную державу». Не нужна особая прозорливость, чтобы предвосхитить ту «изжогу» (любимое выражение президента Узбекистана), с которой идею создания СЦАГ встретят в Ташкенте, амбиции которого ни на йоту не уступают Астане.

Впрочем, все может объясняться гораздо проще, и геополитика здесь ни при чем. Через год в Казахстане президентские выборы. Г-н Назарбаев, уже пообещавший баллотироваться на очередной срок, спешит подтвердить свой имидж «великого рулевого», ведущего страну к процветанию. Он как бы говорит соотечественникам: мол, все эти «казахгейты», ссылаясь на которые наши враги и оппозиция обвиняют меня и моих соратников в многомиллионной коррупции, не имеют ко мне никакого отношения. Тактика выглядит рискованной.

Дело в том, что, как стало известно автору из осведомленных источников, близких к департаменту юстиции США, начало судебного процесса по скандальному делу «казахгейт», фигурантом которого является президент Казахстана, перенесено с апреля этого года на начало 2006-го. ЦРУ понадобилось дополнительное время, чтобы изъять из нескольких тысяч правительственных документов, представленных суду по требованию адвокатов главного обвиняемого, бывшего советника г-на Назарбаева, американского бизнесмена Джеймса Гиффена, секретные сведения. А все, что там останется, будет свидетельствовать о том, что Гиффен выплачивал г-ну Назарбаеву десятки миллионов долларов за его деятельность в интересах США. В результате Гиффен может отделаться незначительным наказанием только за неуплату налогов, а президент Казахстана окажется «агентом влияния» ЦРУ. Но оттяжка процесса дает выигрыш по времени г-ну Назарбаеву. Он постарается эффективно его использовать, чтобы успеть переизбраться президентом.

Аркадий ДУБНОВ