Время новостей
     N°28, 18 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2005
Это диагноз
МВФ констатировал «ослабление» российского инвестиционного климата
Миссия Международного валютного фонда, работавшая в Москве в рамках подготовки ежегодного отчета о состоянии российской экономики, вчера поделилась своими выводами с общественностью. Выяснилось: единственное, что эксперты МВФ нашли хорошего, -- успехи Центробанка в создании системы страхования вкладов и укреплении банковского надзора. И хотя на переговорах сотрудники миссии выражали обеспокоенность тем, что в систему страхования прошли слишком многие (что, видимо, свидетельствует о мягкости ЦБ), основные проблемы МВФ видит в другом.

Главные выводы МВФ: средства стабилизационного фонда нужно оставить в неприкосновенности от любых трат, кроме досрочной выплаты долгов; валютный курс должен быть более гибким; структурные реформы и меры по «улучшению делового климата» нужно ускорить. Эксперты констатировали, что «риски ухудшения ситуации усилились». К этому привело «ослабление инвестиционного климата, усиление зависимости бюджета от поступлений от нефтяной отрасли и от других временных доходов и несогласованность мер макроэкономической политики».

Показательно, что в необычно длинном заявлении нет ни слова о монетизации льгот -- ни о том, что это действительно серьезная структурная реформа, ни о том, как плохо она была подготовлена. Как поясняет правительственный источник «Времени новостей», в МВФ изначально демонстрировали недоверие к этой реформе. Возможно, в Фонде давно предполагали, что она не только не пройдет безболезненно, но и окажется чрезвычайно дорогой для бюджета.

Эксперты МВФ (впрочем, уже не в первый раз) призывают правительство не подвергать бюджет новым рискам. Они напоминают о том, что постепенно растет «дефицит бюджета, рассчитанный на основе постоянных (20 долл за баррель. - Ред.) цен на нефть». Это привело к высоким темпам инфляции и обеспечит их в будущем. Кроме того, недавнее повышение пенсий и других расходов, которые теперь станут постоянными, «фактически финансируется за счет единовременного поступления выручки» от продажи «Юганскнефтегаза» -- и это соотношение тоже приведет к снижению профицита бюджета. «Поэтому становится чрезвычайно важно противостоять новым инициативам по расходованию дополнительных поступлений от продажи нефти», -- делают вывод эксперты и однозначно рекомендуют даже «не рассматривать» новых поправок к бюджету 2005 года. Что же касается дискуссий о том, как лучше потратить «лишние» (свыше 500 млрд руб. и долговых выплат) средства стабфонда, то МВФ предлагает эти дискуссии прекратить и вообще отменить предельную 500-миллиардную планку, то есть финансировать из стабфонда только досрочное погашение долга.

По этим же причинам МВФ призывает не увлекаться снижением налогового бремени и отказаться от снижения НДС (замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин предложил премьеру Михаилу Фрадкову снизить этот налог с нынешних 18 до 13%). «Как показывает международный опыт, улучшение собираемости налога после снижения его ставки в лучшем случае незначительно», -- говорится в заявлении миссии. Однако г-н Копейкин исходил не из логики улучшения собираемости, а из того, что предприятия инвестируют высвободившиеся средства и стимулируют тем самым экономический рост. Но МВФ настаивает, что прежде всего реформа НДС должна иметь «нейтральные последствия» для бюджета и не раскрутить инфляцию. При этом миссия замечает, что потери доходов от снижения НДС можно компенсировать унификацией ставок налога и отказом от льготных ставок. Но в целом «основной задачей налоговых реформ в настоящее время должно стать улучшение налогового администрирования, а не снижение ставок налогов».

Вопрос «Юганскнефтегаза», по словам источника «Времени новостей», интересовал сотрудников МВФ исключительно в одном ключе -- поступили ли деньги от продажи компании в бюджет. Вопросов, откуда они взялись и не принимали ли участия в финансировании покупки госструктуры, эксперты задавать не стали. В результате глава Федерального казначейства Татьяна Нестеренко заверила миссию, что все деньги от сделки поступили в ее ведомство.

Однако, не называя «Юганскнефтегаза», эксперты МВФ пишут: «Произошедшие за последнее время события усилили сомнения относительно приверженности правительства проведению рыночных реформ и -- справедливо это или нет -- поставили вопрос об угрозе усиления государственного вмешательства в экономику». Оздоровить инвестиционный климат, с точки зрения миссии, может «решительное проведение структурных реформ» и «гарантии того, что органы налоговой администрации и другие государственные органы действуют на основании прозрачных и справедливых принципов». Понятно, что тезис о «гарантиях» скорее дежурный. А вот по поводу структурных реформ сотрудники МВФ услышали совершенно неожиданный ответ. На одной из встреч самокритичный чиновник признался, что проведение сложных структурных реформ в настоящий момент может принести лишь вред -- по причине тотальной некомпетентности тех, кто должен эти реформы проводить.

Андрей ДЕНИСОВ