Время новостей
     N°25, 15 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.02.2005
Переселение душ
Рэй Чарльз получил «Грэмми» посмертно
То, что альбом дуэтов «Гений любит компанию», записанный соул-легендой Рэем Чарльзом прямо перед смертью в прошлом году, получил восемь «Грэмми», сенсацией по большому счету не стало. Хотя убедительная победа в самых главных номинациях (включая «Запись года», «Альбом года», «Лучшее поп-сотрудничество с вокалом», а также техническую номинацию за звук) выглядит впечатляюще. Еще до начала церемонии вручения «Золотых граммофончиков», состоявшейся в лос-анджелесском зале «Степлз» и распределившей награды по 106 номинациям, было известно, что дуэтный альбом 73-летнего любимца Америки, чья смерть стала чуть ли не национальной катастрофой, уверенно возглавляет списки фаворитов премиальной гонки.

Атмосфера и без того сокрушительной популярности Рэя Чарльза до предела вскипела уже тогда, когда на экраны вышел голливудский фильм «Рэй» Тэйлора Хэкуорда, посвященный биографии Рэя Чарльза. Главную роль феерически обаятельного слепого музыканта и воплощения американской мечты в нем сыграл актер Джейми Фокс. Только что он получил приз Британской академии кино и телевидения (см. «Время новостей» от 14 февраля) и теперь под аккомпанемент энергичного скандирования группы поддержки ждет своего «Оскара».

Когда подошло время раздачи «Грэмми», наблюдающие за индустрией звукозаписи академики благополучно подыграли всеобщему оживлению по поводу главного события 2004 года -- смерти музыканта. То обстоятельство, что альбом получился действительно лощеным, красивым и пышным, превосходно записанным и собравшим множество громких имен в списке партнеров Рэя Чарльза (от Элтона Джона до внебрачной дочки Рави Шанкара Норы Джонс, получившей к тому же и собственную статуэтку за песню Sunrise в номинации «Лучший женский поп-вокал»), помогло академикам выглядеть не только искушенными в тенденциях рынка экспертами, но и благодарными слушателями.

«Граммофоны» в других номинациях «Грэмми» распределены с тем же тонким чувством ситуации, политической конъюнктуры и музыкальных достоинств. Лучшим рок-альбомом стала предвыборная панк-опера «Американский идиот» заслуженной панк-команды Green Day, посвященная человеческим и политическим качествам Джорджа Буша-младшего. В номинации «Лучший разговорный альбом» награду получил экс-президент Соединенных Штатов Билл Клинтон (у него уже есть одна «Грэмми» за лучший разговорный детский альбом -- «Петю и волка» Прокофьева с Российским национальным оркестром, и такая же «разговорная «Грэмми» по итогам 1997 года есть у его жены Хиллари Клинтон).

Заметными стали удачи молодой Бритни Спирс, получившей наконец свой первый «граммофон» в номинации «Лучшая танцевальная запись», пожилого Рода Стюарта, также впервые дождавшегося своего счастья, зулусского фольклорного хора Ladysmith Black Mambazo (его открыл для поп-индустрии еще старый добрый Пол Саймон), и политически подкованных ирландцев U2 во главе с Боно, получивших приз за сингл Vertigo и клип на него.

Джазовые награды отошли ветерану Маккою Тайнеру и Херби Хенкоку. В классических номинациях, идущих в призовом списке после «аранжировки», «упаковки» и «альбомной аннотации», обошлось и без сенсаций, и без конъюнктурных спецэффектов, если не считать таковым присуждение награды композитору Говарду Шору за саундтрек к фильму «Властелин колец» («предгрэммиальное» турне Шора прошло с размахом, задев и Россию).

Лучшим классическим альбомом года, а также лучшей оркестровой пластинкой и лучшим современным произведением признана запись лидера американского академического минимализма композитора Джона Адамса On the Transmigration of the Souls ("Переселение душ") в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра и дирижера Лорина Маазеля. Лучшим инструментальным соло с оркестром стала запись Скрипичного концерта Андре Превэна «Анне-Софи» и Серенады Бернстайна в исполнении дирижера Андре Превэна, скрипачки Анне-Софи Муттер, Бостонского и Лондонского симфонических оркестров.

Единственный российский музыкант, фигурировавший в этом году среди номинантов, пианист Михаил Плетнев удостоен одной «Грэмми» из двух возможных. Его дуэт с легендарной аргентинской пианисткой Мартой Аргерих («Золушка» Прокофьева в аранжировке самого Плетнева и «Моя матушка гусыня» Равеля) выиграл у плетневского же Шумана. Последний выдвигался в номинации «Лучший сольный инструментальный альбом», но там изощренного русского мастера обыграл гитарист Дэвид Рассел.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка