Время новостей
     N°24, 14 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.02.2005
Запутались в схемах
«Газпром» настаивает на изменении порядка финансирования покупки «Юганскнефтегаза» «Роснефтью»
«Роснефть» в минувшую пятницу довольно любопытно отреагировала на просочившуюся в СМИ информацию о предстоящих собраниях акционеров ее «дочек». На них, как уже сообщалось, должны быть одобрены уже состоявшиеся крупные сделки по кредитованию материнской компании (средства этих кредитов, как несложно догадаться, пошли на финансирование покупки «Юганскнефтегаза»). Государственная нефтяная компания заявила о том, что «в данных дочерних акционерных обществах запланировано проведение заседаний советов директоров, на которых, возможно, будут приняты решения о переносе сроков или отмене созыва вышеуказанных собраний акционеров». Если собрания не состоятся, то теоретически под угрозу срыва поставлена покупка «Юганскнефтегаза». Однако учитывая, что на подготовку этой сделки государством были потрачены весьма значительные усилия, резонно предположить, что вероятнее всего собрания «дочек» «Роснефти» все же состоятся, но несколько позже, и возможно, с повесткой об одобрении видоизменившихся схем кредитования.

Схемы кредитования в повестке собраний выглядят следующим образом: «дочки» «Роснефти» выпустили векселя, которые продали некоему ООО «Трейд-Экспресс» (по неофициальной информации, связанное с банковскими структурами, прокредитовавшими «Роснефть» для покупки «Юганскнефтегаза»). Это было сделано, судя по всему, чтобы сохранить анонимность финансистам покупки. После этого «дочки» «Роснефти» выдали беспроцентные кредиты сроком на один год на те же суммы (кроме «Пурнефтегаза», добавившего 1,3 млрд долл.) материнской компании. Пока известно лишь, что «Роснефть» получила 120 млн долл. от «Ставропольнефтегаза», 4,5 млрд долл. от «Пурнефтегаза» и 780 млн долл. от «Сахалинморнефтегаза». Неизвестно только, какая сумма была получена от «Краснодарнефтегаза».

На вопрос о том, почему «Роснефть» собирается пойти на отмену сделок по кредитованию себя своими «дочками», отчасти отвечает источник в «Газпроме» в заявлении Интерфаксу: «Сделки по предоставлению финансирования материнской компании, которые должны были задним числом одобряться на этих собраниях, в настоящее время «разворачиваются» и не могут повлиять на ход присоединения активов «Роснефти» к «Газпрому». Подготовка к сделке идет по плану». Из этого заявления следует, что «Газпром», во-первых, в курсе внутренних процессов в «Роснефти», а во-вторых, схемы кредитования ему не нравятся. Прямое утверждение о том, что сделки между «Роснефтью» и ее «дочками» «разворачиваются», по словам источника «Времени новостей», близкого к «Газпрому», означает, что этот процесс происходит как раз с подачи газового концерна. По его данным, заявление «Роснефти» в пятницу распространено по прямому указанию Дмитрия Медведева, главы кремлевской администрации и председателя совета директоров «Газпрома», своему заместителю по администрации Игорю Сечину, который возглавляет совет директоров «Роснефти».

В «Газпроме» посчитали, что «Роснефть» намеренно обременяет обязательствами свои "дочки", чтобы предотвратить их передачу газовому концерну в соответствии с одной из схем возможного слияния компаний (ее лоббирует "Газпром", однако ей противится "Роснефть"). Ведь кредиты "Роснефти" выданы на год, а векселя можно предъявлять к оплате сразу же. Однако, утверждает высокопоставленный источник «Времени новостей» в одном из министерств, «Газпром» изначально был в курсе схемы покупки «Юганскнефтегаза», но против стал выступать только сейчас -- когда разработка схем слияния с «Роснефтью» зашла в тупик.

Стороны, как известно, не сошлись концептуально. Команда, которую представляют Игорь Сечин и президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, после покупки «Юганскнефтегаза» (в результате чего «Роснефть» превратилась во вторую в России компанию по объемам добычи нефти) стали настаивать на том, что государству нужна отдельная нефтяная компания. Их оппоненты -- Дмитрий Медведев и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер -- напротив, считают, что государство должно получить контроль над «Газпромом» в результате присоединения всей «Роснефти» (но, например, без «Юганскнефтегаза»). Это необходимое условие для либерализации рынка акций «Газпрома» и, возможно, реформы всей газовой отрасли.

Команда "Газпрома" предлагает обособить «Юганскнефтегаз» как государственную нефтяную компанию и присоединить «Роснефть» к «Газпрому» на объявленных еще в сентябре условиях (в качестве более технологичного варианта предлагается оставить "Юганскнефтегаз" в "оболочке" "Роснефти", а "Газпрому" отдать все остальные активы). Альтернативный план группы "Роснефти" -- это присоединение к «Газпрому» доли в «Роснефти», увеличившейся за счет «Юганскнефтегаза». Этот план озвучил недавно глава «Росэнерго» Сергей Оганесян. В этом случае 10,7% акций «Газпрома», которые необходимы государству для получения контрольного пакета, могли оказаться равноценны неконтрольному пакету акций «Роснефти».

Впрочем, разработчики схем слияния, по словам источника "Времени новостей", не исключают и варианта, при котором вся "Роснефть" (включая "Юганскнефтегаз") окажется в составе "Газпрома". Для этого газовой монополии для равноценного обмена придется доплатить государству -- либо собственными акциями (например, выпустив допэмиссию), либо деньгами, либо непрофильными активами, либо и тем, и другим, и третьим.

Однако, судя по всему, компромиссной для всех групп схемы нет. Очевидно, что в такой ситуации стороны друг другу не доверяют. А потому «Газпром», в случае победы его схемы слияния, идти на риск не намерен. Как при этом будет переоформляться схема финансирования покупки «Юганскнефтегаза», в «Роснефти» не сообщают. Однако очевидно, что у государственной нефтяной компании как холдинга сейчас гораздо больше финансовых возможностей для погашения кредитов, чем в конце декабря: как уже сообщалось, Китай перечислил ей 6 млрд долл. в качестве предоплаты за поставки нефти 2010 года.

Николай ГОРЕЛОВ
//  читайте тему  //  "Газпром" и "Роснефть"