Время новостей
     N°18, 04 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2005
Последний еврей Кабула
В синагоге столицы Афганистана остался один прихожанин
Этнический состав населения афганской столицы может вскоре существенно измениться. В среду в Иерусалиме состоялось захоронение привезенного на Святую землю тела предпоследнего еврея из Кабула. 18 января в возрасте около 80 лет умер служитель единственной действующей синагоги в Афганистане Ицхак Левин. Теперь в стране талибов остался только один еврей -- Звулон Симан-Тов, которому около 50 лет. Останки предпоследнего кабульского еврея были отправлены на днях в Узбекистан и переданы сотрудникам израильского посольства. Как пояснил журналистам представитель Красного Креста, содействовавшего в перевозке тела Левина в Иерусалим, такая сложная схема понадобилась потому, что у Афганистана с Израилем нет дипломатических отношений, хоронить одного из последних представителей избранного народа в Кабуле родственники не пожелали.

Примечательно, что в течение нескольких столетий еврейская община в Афганистане была одной из самых крупных. В конце XIX века в Кабуле жили 40 тыс. евреев. Многие бежали в Афганистан от преследований, которым подвергались в Персии (нынешнем Иране), спасаясь от насильственного обращения в ислам. К моменту появления Государства Израиль в стране проживало около 5 тыс. евреев, большинство из которых эмигрировало на Святую землю. Согласно информации Всемирного еврейского конгресса, в 1980 году в Кабуле проживало уже всего около 150 евреев. И когда власть в Афганистане перешла в руки талибов, почти все они бежали из страны.

Ицхак Левин был раввином. И когда его семья эмигрировала в Израиль, он решил остаться: сохранить традицию и защитить от разрушения единственную в Кабуле синагогу. Однако миссионерские планы Левина, а вместе с ними его душевный покой и одиночество неожиданно нарушил его собрат по вере.

Звулону Симан-Тову тоже несколько лет назад пришла в голову идея о возрождении афганской еврейской общины. Он решил приехать в Кабул и привез с собой деньги, выделенные бывшими афганскими евреями в Израиле для постройки караульной будки и стены вокруг кабульского еврейского кладбища. Обстоятельства сложились так, что Звулону Симан-Тову пришлось поселиться в одном доме с Ицхаком Левиным. И с этого момента началась жесткая конкуренция двух последних иудеев Кабула.

По сведениям израильской газеты «Маарив», Левин и Симан-Тов избегали общения друг с другом. Поневоле они встречались в синагоге во время молитв, но не обменивались ни словом, выходящим за рамки традиционных религиозных чтений. Однажды из синагоги пропал единственный свиток Торы, и Ицхак Левин и Звулон Симан-Тов начали обвинять в краже друг друга. Более того, оба почему-то решили искать помощи и защиты от соплеменника у талибов, но в итоге оказались за решеткой. При этом г-н Симан-Тов убеждал следователей, что Ицхак Левин колдун, а раввин пытался представить своего оппонента израильским шпионом. И то и другое у правоверных талибов каралось смертной казнью, однако соседям счастливым образом удалось избежать наказания. Талибы попросту их отпустили, не пожелав разбираться с историей о краже Торы. Однако это происшествие, естественно, ничуть не охладило их «пылкое» отношение друг к другу.

Смерть Ицхака Левина, похоже, серьезно облегчила жизнь Звулона Симан-Това, чего последний кабульский еврей совсем не скрывает. «Теперь я единственный еврей здесь и сам себе начальник, а Ицхак Левин был очень плохой человек и даже пытался меня убить», -- рассказал он журналистам BBC. Зато предпоследний еврей Кабула нашел успокоение на земле предков.

Кирилл ВАСИЛЕНКО