Время новостей
     N°18, 04 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2005
Тяжелый рок
На российские экраны выходит «Авиатор»
«Авиатор» Мартина Скорцезе стартовал в Америке и нескольких странах Европы в конце прошлого года. Декабрьские релизы всегда в центре внимания: считается, что фильмы, которые всерьез могут претендовать на «Оскар», выходят на экран именно в это время. К «Авиатору» интерес особый: у Скорцезе пока нет ни одной премии Американкой киноакадемии ни в категории «Фильм», ни в категории «Режиссура». Вопрос, возьмет ли «Авиатор» с его 11 номинациями хотя бы одну из этих двух главных статуэток, ныне оживленно обсуждается всеми, кто имеет и не имеет отношение к кинематографу.

На «Золотом глобусе» (по нему обычно прогнозируют результаты «Оскара») фильм Скорцезе был признан лучшим в разряде «Драма», а сыгравший главную роль Ди Каприо -- лучшим актером. Но «Золотой глобус» за режиссуру получил Клинт Иствуд («Девушка на миллион»), его же наградила гильдия режиссеров Америки. Страсти, кипящие вокруг «авиаторских» премиальных, грозят заслонить фильм. Хотя полностью закрыть фильм таких параметров удастся вряд.

Скорцезе снял картину об авторе одного из самых любимых своих фильмов, «Ангелов ада», -- режиссере и авиаконструкторе Говарде Хьюзе. «Ангелами» (речь шла об эскадрилье времен первой мировой) 25-летний наследник солидной компании по производству бурильных установок дебютировал в кино. В Голливуде полагали, что «Ангелы» унесут с собой в небытие все буровые деньги вместе с их владельцем -- выскочкой из штата Техас. Действительно, съемки шли несколько лет, доллары стремительно утекали -- но после премьеры вернулись полноводным потоком. Самый дорогой на то время фильм сделал Хьюза одним из богатейших людей в индустрии. Часть унаследованного капитала, как и денег, заработанных в кино, он тратил на самолеты. Сам испытывал модели своей конструкции, несколько раз чудом остался жив в катастрофах, имел славу пожирателя женских сердец, изобрел специальные лифчики, делающие грудь пышной, и использовал это изобретение фактически во всех своих фильмах. Очень боялся заразы и был болезненно мнителен. С возрастом странности усиливались -- Хьюз начал сторониться людей и поселился уединенно в лас-вегасском отеле с символическим названием «Пустынный». Об этом, последнем периоде жизни Хьюза почти никто из современников ничего не знал, зато ходило много легенд. В 70-х вышла его биография, якобы одобренная самим героем, но она оказалась фальшивкой -- Хьюз успел подать на «биографов» в суд и выиграть процесс.

Ди Каприо в фильме предстояло отыграть далеко не все эти события (действие разворачивается на протяжении двадцати лет: с 1927 по 1947 год), зато все состояния героя. В первых кадрах он появляется двадцатилетним мальчиком, к середине почти трехчасовой картины искусно стареет, превращаясь в сорокалетнего, -- в обоих возрастах одинаково убедителен, а помимо прочего, совершает еще и экскурсы в будущее. Режиссер вводит в фильм сцену безумия, где Ди Каприо выглядит, как должен был бы выглядеть его герой лет двадцать спустя: трагическим подобием снежного человека.

Сцена, что, должно быть, планировалась кульминацией, давит своей тяжестью не только на зрителя, но и на конструкцию фильма. Последняя треть картины -- то, что следует за приступом безумия, -- сделана не менее блистательно, чем начало, но преодолевается зрителями уже с трудом.

Тут «Авиатор» становится похож на «Геркулес» -- любимое изобретение Хьюза, деревянный гигантский плавучий самолет на 750 мест. Конструировать его начали еще в разгар второй мировой, истратили еще больше денег, чем на «Ангелов ада», а испытания сумели провести, лишь когда война давно кончилась. «Геркулес» поднялся, но пролетел всего милю, оказавшись самым эффектным, но и самым неутилитарным изобретением Хьюза.

В известном смысле героя Скорцезе можно назвать неудачником -- его романы с первыми звездами Голливуда разбиваются о неумение выстраивать отношения, его самолеты часто падают из-за ошибок в конструкции, его личность в конечном итоге рушится под натиском собственных фобий. Но Скорцезе и Ди Каприо не ставят поступкам и состояниям Хьюза минусы и плюсы: падения их завораживают, потому что они не менее масштабны, чем взлеты. То же можно сказать и о самой картине: на взлетах и на спадах она производит мощное впечатление.

Заглавное слово «авиатор» обозначает не только профессию -- скорее это метафора судьбы. Скорцезе снял ностальгический фильм -- тоскует он по тем временам, когда кино измерялось не объемом спецэффектов, а масштабом личности режиссера или продюсера. Та часть Американской киноакадемии, что разделяет эту ностальгию, скорее всего проголосует за «Авиатора». Вполне возможно, отдав при этом «Оскара» за режиссуру Клинту Иствуду -- еще одной знаковой кинофигуре, пробуждающей воспоминания о золотом веке Голливуда.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино