Время новостей
     N°121, 11 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.07.2001
Пивной разлив
Столичные пивовары скупают региональные заводы
Московский и питерский пивные рынки за последний год приблизились к насыщению. Здесь уже выделились лидеры, которые, впрочем, не намерены останавливаться на достигнутом. Экспансия столичных лидеров на региональные рынки уже началась. Теперь, чтобы быть ближе к конечному потребителю, пивные короли скупают региональные производства.

Уровень пивных продаж, по информации маркетингового агентства ACNielsen, достиг докризисного уже в 1999 году. В мае 2001 года россияне выпили уже на 50% больше пенного напитка, чем в начале осени прошлого года, и на 45% больше, чем зимой. При этом столичные рынки растут уже заметно медленнее региональных.

«Страна большая -- значит, и пиво надо производить по всей стране, -- говорит представитель лидера российского рынка -- пивоваренной компании «Балтика» (пиво «Балтика», «Арсенальное», «Парнас» и др.). -- Во-первых, это позволяет заметно сэкономить на транспортных расходах. Во-вторых, потребители сильно привыкают к местной воде, и, чтобы занять прочные позиции на региональных рынках, надо варить пиво на основе местной воды. К тому же у покупаемых региональных заводов обычно есть популярные местные брэнды, которые можно использовать».

За первые шесть месяцев этого года на Тульском заводе, который «Балтика» купила в конце 2000 года, сварили втрое больше пива, чем за этот же период прошлого. Представители компании неоднократно заявляли, что уже в текущем году стоит ожидать еще нескольких крупных приобретений в регионах. По непроверенной информации, начаты переговоры о покупке «Балтикой» пивзавода в Хабаровске.

Другой крупный игрок пивного рынка -- созданная для работы на рынках России и Украины SunInterbrew (дочка бельгийской Interbrew и международной Sun Brewing, владелец брэндов «Клинское», «Сибирская корона», «Толстяк») -- уже имеет восемь региональных пивных заводов. Пиво «Клинское» -- флагманский брэнд, получивший имя по названию самого центрального завода компании, -- несколько недель назад начала разливать и Ивановская пивоваренная компания, входящая в состав SunInterbrew. Параллельно с российским SunInterbrew активно развивает производство на Украине. Ей принадлежат пивзаводы «Рогань» (Харьков), «Десна» (Чернигов), «Янтарь» (Николаев) и «Крым» (Симферополь). В мае компания объявила, что начинает разлив международного брэнда Stella Artois на заводе в Чернигове. Пока там производится всего 800 тыс. дал в год, 80% из которых экспортируется в Россию.

Пивкомбинат «Очаковский» (пиво «Очаково» и «Столичное») строит завод в Пензе. Он вместе с только что запущенным краснодарским заводом (проектная мощность 40 млн дал) будет обеспечивать потребности любителей пива в центральной России.

Череповецкий завод «Елена», контрольный пакет которого купил в прошлом январе Комбинат им. Степана Разина (35,7% рынка Санкт-Петербурга), уже удвоил производство. В планах компании приобретение одного из заводов в Сочи или Анапе.

После реконструкции мощность открытого в 1999 году московского завода компании «Пивоварня Москва-Efes» (Efes Pilsner и «Старый мельник») должна вырасти до 30 млн дал в год. В проект по переоборудованию пивоварни завода «Coca-Cola Ростов Ботлерс», в которой ей принадлежит 80%, компания уже вложила 20 млн долл.

«Присутствие в основных регионах позволяет предприятиям иметь более простую систему дистрибуции и экономить на транспортных расходах, -- говорит руководитель отдела исследований домашних хозяйств GfK Сергей Яшко. -- Поглощение мелких региональных предприятий -- заметная тенденция на многих потребительских рынках. Просто в пивной отрасли этот процесс занял меньше времени».

Анфиса ВОРОНИНА