Время новостей
     N°14, 31 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2005
Играем в видео
В галерее М'ARS открылся фестиваль Art Digital 2004: «Я кликаю, следовательно, существую»
Вслед за выставкой, открывавшей потрясающую размерами и технической оснащенностью галерею RuArts, в Москве начался фестиваль видеоарта в Центре современного искусства М'ARS. У них один куратор -- Антонио Джеуза, похоже, променявший родную Италию на выставочную деятельность в России.

М'ARS, уже устраивавший фестиваль в 2003 году, ныне изрядно продвинулся в технологиях: большие экраны, отличные компьютеры. Все как положено, без вечных наших тоскливых скидок на бедность, вполне бессмысленных в стильных интерьерах центра. Фестиваль демонстрирует новейшую видеомоду: компьютерные игры и китайцев. Произведения, сделанные на основе/по мотивам игр, -- cамые заметные в экспозиции. Чудесный «Восточный молитвенный коврик» Янека Симона из Польши богат традиционным, но очень активным и боевитым узором -- его проецируют прямо на настоящий ковер. Простая графическая игра первых поколений идеально подходит ковровой графике XIX века -- получается весело. Но и от ассоциаций никуда не денешься. Лоренцо Пицанелли (Италия) предлагает «Иконоборческую игру» с памятниками мирового искусства: играть можно за Марселя Дюшана или за его alter ego -- Роуз Селяви. Впечатляют смертоносные улыбочки Моны Лизы и наезды многочисленных Давидов Микеланджело. Китаец на выставке всего один -- скромно для такого представительного форума. Зато демонстрирует Фенг Менгбо настоящий смертоносный ужас-ужас-ужас: стрельба, взрывы, оторванные головы, руки-ноги летят во все стороны, кровь льется фонтанами. Сказать, что подобный игровой кошмар воспитывает жестокость и безразличие к настоящей крови молодого поколения, было бы сильным преувеличением: все происходит в запредельном для восприятия темпе и в пространстве, не имеющем с реальным ничего общего. После этих кровавых разборок компьютерных человечков даже «оторвали мишке лапу» потрясет искренностью чувств и неподдельным драматизмом переживания.

Интерактивность -- знамя наших дней. Ника Кухтина демонстрирует простой цветовой тест без каких-либо последствий. То есть выбираете-выбираете вы цвета, а компьютер выводов о вашем характере никаких не делает -- просто бессмысленно проводит время, общаясь с вами. Псевдотест полезен уже тем, что сосредотачивает на бессмысленности своего прототипа -- теста реального: может, это и к лучшему -- не узнать в конце процедуры о себе никакой правды. Любителям неземной красоты и философских обобщений адресован проект Виталия Пушницкого: большие пейзажные фотографии с постоянно меняющейся погодой: то снег пойдет, то облака проплывут, то водой все затопит.

Низкопоклонства перед новыми технологиями нет. К ним можно относиться очень серьезно, как Константин Худяков в прогремевшем уже в Третьяковской галерее проекте «Deisis/Антропология». А можно издевательски -- как в простой, почти дефективной композиции Вячеслава Мизина и Александра Шабурова «Анаконда в Москве», где гигантская жирная змея заслонила пол-Кремля и непрерывно ползет дальше, в реальном измерении оказываясь кольцом колбасы, кружащимся на фоне пейзажика с Кремлем. Не в первый раз -- видели уже на летнем уличном фестивале «Пусто» -- пленяет изящной простотой «Караоке» Сергея Шутова: бегущая строка внизу экрана подсказывает знакомые «па-па-па-па-па па-ра-ра» «Танца маленьких лебедей». Можно подпеть «Танцу с саблями» Хачатуряна. И помолчать под титры «------», сопровождающие знаменитое произведение Ника Кейджа «4'33».

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки