Время новостей
     N°13, 28 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2005
Древний греческий проект
Россия определяет свое отношение к нефтепроводу Бургас--Александруполис
Правительство Греции продолжает настойчиво лоббировать идею строительства нефтепровода из болгарского Бургаса в находящийся на берегу Эгейского моря порт Александруполис. Теоретически, прокладка этой ветки позволит разгрузить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, через которые российская нефть попадает в страны Средиземноморья. Сейчас на этом маршруте постоянно возникают «пробки», и прокладка нефтепровода позволит переваливать российскую нефть по суше из Черного моря в Средиземное, минуя узкие места в проливах. Делегация греческого правительства во главе с замминистра развития Георгиосом Салагудисом вчера в российском Минпромэнерго участвовала в совещании по этому вопросу, которое завершилось поздно вечером. По данным «Времени новостей», координатором по проекту была выбрана ТНК-ВР, которая неожиданно заинтересовалась этим маршрутом. Кроме того, стороны договорились разработать план мероприятий по реализации проекта и представить его на рассмотрение правительств трех стран. При этом принципиальное решение о строительстве трубы, по данным источника в греческой делегации, так и осталось непринятым.

Протяженность нефтепровода Бургас--Александруполис должна составить 300 км, мощность на первом этапе -- 15 млн тонн сырья в год, на втором -- 24 млн, на третьем -- 35 млн. Ориентировочная стоимость -- 700 млн евро.

В ноябре представители России, Греции и Болгарии парафировали меморандум о начале строительства трубы и тогда же было заявлено, что окончательное подписание документа произойдет до конца года. Но этого так и не случилось. Задержка, по некоторой информации, была вызвана изменением позиции России, которая склоняется в строну альтернативного проекта - трубопровода, который из Бургаса должен пройти по территории Македонии и Албании, до находящегося в ней прибрежного города Влера. Инициатором его прокладки выступает американское правительство, создавшее компанию-оператора Albanian-Macedonian-Bulgarian Oil Pipeline Corporation (ANBO). Его мощность также должна составить 35 млн тонн нефти в год, правда протяженность -- 912 км., а стоимость -- около 1,2 млрд долл. При этом в AMBO уже заявили, что 900 млн долл. для реализации проекта готовы предоставить Opic и ExIm Bank. Остальное -- компании, работающие в Каспийском регионе, к примеру, ChevronTexaco, которая по Каспийскому трубопроводному консорциуме поставляет свою нефть из Тенгиза в Новороссийск. Однако очевидно, что только этого сырья для заполнения трубопровода не хватит, и болгарские информационные агентства уже заявляли, что за счет американской компании может быть заполнено лишь четверть нефтепровода.

«Не удивительно, что греческая сторона заволновалась о судьбе проекта Бургас--Александруполис, -- говорит аналитик агентства Argus Наталья Борцова. -- Ведь ранее звучали заявления о том, что меморандум о его строительстве, парафированный в ноябре, будет подписан до конца года, но этого не произошло до сих пор». При этом, по данным Argus, полученным из конфиденциального источника, ранее российское правительство было готово поддержать проект Бургас--Влера и были достигнуты некие неофициальные договоренности «на самом верху» о том, что российская нефть потечет именно по этой трубе. Кроме того, Болгария подписала политический документ в поддержку именно этого маршрута. «Два трубопровода в обход турецких проливов не нужны, по крайней мере в ближайшее время, ведь даже для загрузки одного из них нет необходимых объемов нефти», -- также отмечает г-жа Борцова.

До сих пор российские компании не хотели брать на себя обязательства по загрузке трубопровода, предпочитая везти нефть через проливы даже не смотря на «пробки». Хотя теперь их позиции может измениться. Со своей стороны российское правительство участвовало в переговорах по проекту Бургас--Александруполис скорее в силу политического давления со стороны Болгарии и Греции. В то же время, поддержка проекта, который лоббируют США, может оказаться куда привлекательнее для России.

Приехав в Москву, греческая делегация так и не смогла добиться окончательного ответа от российского руководства, будет ли реализован проект Бургас--Александруполис. Правда, этим маршрутом неожиданно заинтересовались российские компании -- ТНК-ВР, которая перевозит свою нефть по нефтепроводу из Брод в Одессу, а также ЛУКОЙЛ, ранее неоднократно заявлявший, что потерял к проекту всякий интерес. Учитывая, что позиция этих крупнейших нефтяных компаний зачастую совпадает с мнением власти, резонно предположить, что Россия в ближайшее время сделает шаг навстречу строительству нефтепроводу Бургас--Александруполис.

Денис РЕБРОВ