Время новостей
     N°13, 28 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.01.2005
Откройте, правительство
Министерство экономического развития хочет рассекретить власть
Парадоксальная ситуация, когда совершенно невозможно понять, кому принадлежит авторство сотрясающей страну монетизации льгот, может быть законодательно исключена. Монетизация родилась словно сама по себе, и ни бастующие пенсионеры, ни региональные власти не понимают, кого считать главными виновниками "торжества" социальной справедливости -- премьера Михаила Фрадкова или вице-премьера Александра Жукова, министра финансов Алексея Кудрина или министра здравоохранения Михаила Зурабова. Все признают, что реформа была плохо просчитана, но кем, остается неизвестным.

Бороться с анонимностью глобальных затей исполнительной власти можно будет с помощью законопроекта о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, внесенного в правительство. Отныне все принимаемые федеральным ведомством или муниципальной властью нормативно-правовые акты, приказы и решения должны быть доступны гражданам -- если, конечно, эти акты, приказы и решения не содержат государственную тайну. Более того, чиновники обязуются отвечать на запросы граждан и организаций в установленный законом срок.

Если бы закон уже действовал, можно было написать запрос в правительство и посмотреть, что на него ответят. Но сейчас, как сказано в пояснительной записке к закону, «нет механизма реализации права каждого свободно искать и получать информацию».

Как рассказал журналистам глава департамента госрегулирования в экономике Министерства экономического развития Андрей Шаров, правительство намерено рассмотреть этот законопроект на заседании 31 марта. Однако стоит вспомнить, что это далеко не первая попытка МЭРТ «опрозрачить» деятельность госорганов. До сих пор все эти попытки заканчивались крахом из-за стойкого нежелания многих ведомств открывать свои секреты. На этот раз, по словам г-на Шарова, документ согласован со всеми силовыми ведомствами и Минюстом. А у Министерства финансов есть ряд замечаний, но непринципиальных. Так что некоторые надежды на принятие законопроекта об информационной открытости власти в обозримом будущем все же существуют.

Однако пока сложно судить, насколько закон изменит существующее положение дел. Его положения в основном лишь декларируют добрую волю к открытости. Вся конкретика отдана на откуп будущим нормативным актам. «Сроки, а также формы размещения информации будут устанавливаться непосредственно в нормативных актах госорганов и органов местного самоуправления», -- сказано в законе. То есть федеральное министерство или городская мэрия будут самостоятельно решать, как и когда им делиться информацией с гражданами.

Вопрос о плате за информацию также отдан на откуп подзаконным актам. Бесплатно предоставляется информация в устной форме (то есть если чиновник вам сказал по телефону «я этим вопросом не занимаюсь», платить за это не придется), информация, обязательная для размещения на интернет-сайте (собственно, кому платить, если она и так в открытом доступе), и иная информация, определенная законодательством (то есть неизвестно какая).

Впрочем, список обязательной информации достаточно велик и включает в себя, например, тексты официальных выступлений руководителей или перечень международных организаций, в работе которых принимает участие данное ведомство.

Гражданин имеет право не объяснять, почему он интересуется той или иной темой, и даже посылать свои запросы анонимно. Однако сколько ему придется платить за свое любопытство, остается загадкой. В законе сказано, что плата состоит из расходов на копирование и на работу по предоставлению информации. Но если стоимость ксерокопий рассчитать легко, то понять, во сколько будет оценена сама работа, пока невозможно.

Вера СИТНИНА