Время новостей
     N°11, 26 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2005
Что страна читала в 2004 году
«Время новостей» предпринимает попытку разобраться в том, что происходит на книжном рынке. Сегодняшняя страница, первая в цикле публикаций, посвящена результатам книжных продаж 2004 года. Мы обратились к двум крупным операторам российского книжного рынка с просьбой рассказать об итогах года и проанализировать процессы, которые они наблюдали изнутри. Обе торговые компании контролируют хотя и крупные секторы, но далеко не весь книжный рынок России. Мимо них текли потоки иных бестселлеров (Дэн Браун, Александра Маринина, Дарья Донцова...) Но и тот поток, что проходил через их склады, огромен -- он включает десятки тысяч названий. Главное же не в названиях, которые можно выстроить столбиком по степени популярности, а в тенденциях, которые трудно, но нужно разглядеть сквозь эти столбики. Руководители компаний делятся своими наблюдениями и размышлениями.

Вообще-то рейтинг продаж еженедельно публикует газета «Книжное обозрение» -- на основе собственных выкладок и отчетов торговли. Но, во-первых, это издание для своих, для книжных людей. И во-вторых, это лишь фиксация сложившегося положения. Нам же представляется, что потребителю книг (в домаркетинговые времена -- читателю) интересно знать общую картину того, что происходит с книгой сегодня, как формируется книжный рынок, от чего он зависит, с какими тенденциями связан и -- особенно -- как читателям ориентироваться в море книжной продукции, производители которой далеко не всегда добросовестны в своей зачастую агрессивной («впаривающей») рекламе.

Газете важно, чтобы начатый разговор был не только и не столько о продажах и продвижении товара, но и собственно о книгах, о литературе. О судьбе достойных произведений в пестром мире книготорговли, о способах довести до читателя достойную книгу, о том, как среди развалов с массовой продукцией существовать качественным поэтическим сборникам, серьезной прозе. Сегодня в общественном мнении зачастую царят мифы: о том, что «читать нечего», или о том, что в стране -- книжный бум. Мы хотим обратиться к цифрам, но сопроводить их грамотным комментарием, заменить устойчивые стереотипы трезвым анализом. Мы не рассчитываем найти ответы на все вопросы, но мы хотели бы начать серьезный разговор, чтобы в его процессе понять, что происходит на самом деле -- с книгой и ее покупателем.

Книжная страница будет выходить ежемесячно. К разговору мы надеемся пригласить и тех, кто издает книги, и тех, кто их продает, и тех, кто от имени государства поддерживает книгоиздание, и тех, кто изучает потребности публики, и, конечно, читателей нашей газеты, которые, как мы верим, читают и покупают не только ее.