Время новостей
     N°10, 25 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2005
Гонки на "тазике"
На экраны выходит фильм «Неуправляемый занос»
Российские кинематографисты уже поверили в жанровое кино, то есть в то, что успех у зрителей имеют фильмы со спецэффектами, активным действием, молодыми героями. При этом большинству режиссеров хочется все-таки снимать другие фильмы, те, к которым они привыкли во времена своей учебы во ВГИКе, -- нечто старое-советское-душевное, с проблемами и неоднозначным взглядом на мир. В результате получается гибрид жанра с... другим жанром, тоже довольно устойчивым, хотя и не названным и до сих пор пользующимся успехом. Но вот на пользу это соединение не идет ни тому, ни другому. «Неуправляемый занос», снятый Георгием Шенгелия, как раз такой пример.

Это почти детективная история, в которой есть жертва, сыщики, расследование и даже погоня. Есть лошади, автомобили, мечта героя стать гонщиком, что дает возможность авторам показать незаурядные возможности маленького «жигуленка» ("тазика" -- от Тольяттинского автозавода) на пустынных улицах провинциального города. Есть молодежная тусовка, граффити, будни милиции, знакомые по «Ментам» и аккуратный интерьер героини, знакомый по «Квартирному вопросу». И еще адаптация для кино дамской повести Елены Сазанович «Я слушаю, Лина!», опубликованной в 90-х в журнале «Юность» -- при участии автора первых серий «Каменской», «Слепого», «Марша Турецкого» Елены Караваешниковой. Это все для успеха у среднестатистического зрителя, на которого рассчитана скромная, но достойная рекламная кампания (бигборды на магистралях, ролики по ТВ, сюжеты в кинопрограммах). А для души можно предложить незавершенность сюжета, открытый финал, моральные конфликты и неоднозначность отношений героев -- обеспеченные активным участием самого режиссера в сочинении сценария.

В главных ролях -- молодой актер Петр Федоров, внешне напоминающий Моритца Бляйбтроя («Беги, Лола, беги»), и актриса Рязанского ТЮЗа Мария Звонарева. Эта открытая Александром Прошкиным в фильме «Трио» актриса с редким даром естественности, сочетающая яркую внешность с обаятельной провинциальной неуклюжестью, в новой роли во многом утратила свою оригинальность, добившись сходства с Еленой Яковлевой в роли Каменской.

Эти герои поставлены волей автора в ситуацию невероятную, закрученную и почти безвыходную, сочиненную с единственной целью: дабы загнать героев в экзистенциальный тупик, выбраться из которого можно, лишь причинив вред -- себе или другому. В этом собственно и состоит основная нравственная коллизия картины, подробно рассказать о которой невозможно, не раскрывая сюжета, чего делать уж никак нельзя, хотя бы из-за корпоративной солидарности и ради поддержки отечественного производителя.

В самых общих чертах -- речь идет об отношениях следователя городской прокуратуры и подозреваемого в тяжелом преступлении молодого человека, которые волей случая оказались связаны между собой. Больше ничего и не скажешь. Ну разве что, вслед за рекламными анонсами, еще то, что юношу обвиняют в преступлении, которого он не совершал (хотя доказать его невиновность нельзя). Но детективная составляющая растворяется в настырной стилистике любовного романа (повесть-то написана в сущности о вспыхнувшей страсти между прыщавым почти подростком и разочарованной тридцатилетней женщиной).

Ничего вредного или пошлого в картине нет, так что и критического гнева она не вызывает. Есть какая-то системная ошибка, в результате которой старания автора сделать фильм лихо закрученным и держащим зрителя в напряжении вылезают наружу, в то время сочувствие к судьбе героев по ходу повествования все убывает. Очевидная умозрительность сюжета могла бы быть оправдана оригинальной (в смысле остроумной и не тривиальной) развязкой, но авторы предпочли обойтись без явной финальной точки. Неуправляемый занос, как и было обещано. В том смысле, что авторов занесло на крутом вираже и вынесло -- на обочину. Хорошо еще обошлось без жертв.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино