Время новостей
     N°10, 25 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2005
ЛУКОЙЛ намерен дорожать
Александр Шохин поможет увеличить капитализацию компании до 40 млрд долларов
На внеочередном собрании акционеров ЛУКОЙЛ переизбрал совет директоров, и теперь американская ConocoPhillips, владеющая 10% российской компании, имеет в совете своего представителя. По мнению другого нового члена совета директоров холдинга, председателя наблюдательного совета ИК «Ренессанс Капитал» Александра Шохина, компания вышла на иной уровень развития, и ее цель -- увеличить капитализацию с 25 млрд до 40 млрд долларов. Менеджеры корпорации тоже говорят об амбициозных планах. Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун обещает начать экспорт нефти в Америку и уверяет, что в скором времени о ЛУКОЙЛе «можно будет говорить не как о нефтяной, а как о нефтегазовой компании».

Внеочередное собрание акционеров ЛУКОЙЛа было проведено по инициативе ConocoPhillips, нового крупного акционера холдинга. Свой пакет в 7,59% акций американцы приобрели у российского правительства в сентябре за 1,988 млрд долл. на аукционе, который стал крупнейшей приватизационной сделкой за всю историю современной России. Тогда же западные нефтяники объявили о планах увеличить свою долю до 10%, выкупив недостающие акции на рынке, что и сделали до конца года. По условиям соглашения с ЛУКОЙЛом ConocoPhillips может стать владельцем не более чем 20% акций компании, и американцы уверяют, что воспользуются этим правом. ConocoPhillips соразмерно своей доле получила в совете директоров лишь одно место. Представителем западных инвесторов стал президент компании по региону Россия/Каспий Кевин Мейерс.

Стоит отметить, что хотя американцам и запрещено увеличить свой пакет до блокирующего, от возможных рисков они застраховались. Вчера в устав ЛУКОЙЛа были внесены беспрецедентные для российских компаний изменения. Согласно новому варианту документа, утвержденному на собрании акционеров, ряд решений, касающихся возможного отчуждения крупных активов, значительных денежных средств или изменения величины пакета акционеров, может приниматься советом директоров только единогласно. В частности, речь идет об увеличении уставного капитала более чем на 10%, а также утверждении размера дивидендов в размере, превышающем консолидированную прибыль; решениях о прекращении деятельности или ликвидации компании и некоторых других.

Как отмечает аналитик инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев, теперь устав ЛУКОЙЛа -- это пример корпоративной практики, ориентированной на миноритариев. Правда, по сути, подчеркивает эксперт, пока единственным по-настоящему независимым директором в ЛУКОЙЛе является лишь Александр Шохин. Остальные формально независимые директора -- председатель банка «Автобанк-НИКойл» Николай Цветков, гендиректор «Менеджмент-консалтинга» Сергей Михайлов и глава совета директоров «Инвестиционной группы КапиталЪ» Игорь Шеркунов -- де-факто являются аффилированными лицами.

Вчера в ЛУКОЙЛе «говорилось о новом этапе развития компании -- речь идет об окончательной приватизации холдинга, о появлении стратегического инвестора. Сейчас целевая установка нового этапа -- довести капитализацию компании до 40 млрд долл. Речь идет об амбициозных нефтяных и газовых проектах в России и за ее пределами. Но пока трудно говорить о сроках -- рыночная капитализация зависит не только от компании», -- цитирует г-на Шохина Интерфакс. По словам Леонида Федуна, ЛУКОЙЛ намерен с конца 2005 -- начала 2006 года высокими темпами наращивать добычу газа. В 2004 году холдинг произвел 6,2 млрд кубометров, превысив объем прошлого года на 9%. «Скоро о ЛУКОЙЛе можно будет говорить уже как о нефтегазовой компании», -- отметил г-н Федун, сообщая о вводе в эксплуатацию в ближайшее время Находкинского месторождения.

Кроме того, в планах ЛУКОЙЛа модернизация нефтяного терминала в американском порту Нью-Джерси (у компании, как известно, около 800 АЗС в одноименном штате США). Через один--два месяца холдинг завершит работы по углублению дна на своем терминале в Высоцке (это позволит принимать танкеры дедвейтом 100 тыс. тонн) и сможет экспортировать в Америку до 3 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год.

Впрочем, эти планы теоретически могут оказаться под вопросом, если РЖД не пойдет навстречу ЛУКОЙЛу и не построит железнодорожную ветку из Петербурга в Высоцк и Приморск. По словам директора по развитию московского представительства агентства Argus Михаила Перфилова, прогресс в переговорах между компаниями отсутствует. Более того, РЖД в течение ближайших пяти лет намеревается концентрировать рост тарифов именно в сегменте перевозок в направлении портов. «При этом, -- добавляет аналитик, -- рентабельность поставок нефти из портов СНГ и Балтии в США зависит от конъюнктуры нефтяного и фрахтового рынка, а также величины сопутствующих расходов экспортера. Как правило, российская нефть, отгружаемая из портов Балтики, реализуется в Северо-Западной Европе, везти ее в США нерентабельно, чему свидетельствует география поставок из Приморска». По данным г-на Перфилова, пока с терминала в Высоцке ЛУКОЙЛ отгружает в Европу нефть и вакуумный газойль. «Увеличение объема танкерных партий улучшит рентабельность поставок газойля в США, где он может использоваться в качестве сырья для производства моторных топлив, -- говорит эксперт. -- Кроме того, ЛУКОЙЛ может рассмотреть возможность перевалки в Высоцке российского бензина, который также используется американскими НПЗ для дальнейшей переработки».

СПРАВКА

У ЛУКОЙЛа могут возникнуть сложности с приобретением 37 АЗС петербургского нефтетрейдера "Балт-Трейд", о покупке которых Вагит Алекперов и вице-президент «Балт-Трейда» Сергей Кузнецов договорились 22 декабря прошлого года. Сумма сделки составила примерно 22 млн долл. С поглощением этой сети доля ЛУКОЙЛа на питерском розничном рынке нефтепродуктов увеличилась бы примерно вдвое (сейчас составляет примерно 15--20%). Г-н Алекперов после декабрьского объявления о покупке АЗС говорил, что этот вопрос решен окончательно, однако вчера представитель "Балт-Трейда" сообщил, что сделка завершится «в лучшем случае через полтора месяца, а, возможно, даже через три--четыре месяца». Участники петербургского топливного рынка объясняют это тем, что в бесспорной собственности "Балт-Трейда" находятся только шесть АЗС, остальные либо арендованы, либо обременены различными залогами, либо земельные участки под ними необходимо выкупить. А гендиректор одного из петербургских нефтетрейдеров вообще сомневается, что ЛУКОЙЛ сможет выкупить все 37 АЗС. Впрочем, обе стороны заверяют о своей решимости довести сделку до конца на ранее объявленных условиях.

Денис РЕБРОВ, Дмитрий АНДРЕЕВ