Время новостей
     N°5, 18 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2005
Кто заплатит за Рожецкина
Основатель «Ренессанса» покидает «Норникель»
Леонид Рожецкин и его соратники, к заслугам которых принято относить повышение капитализации и инвестиционной привлекательности ГМК «Норильский никель», крупнейшего в мире производителя никеля и металлов платиновой группы, решил развивать свой бизнес за пределами компании Владимира Потанина. Вчера партнер г-на Рожецкина Леонид Разумов в распространенном от ГМК пресс-релизе сообщил, что руководство «Норникеля» одобрило «план, который предполагает создание самостоятельной, независимой от Группы ГМК «Норильский никель» компании, которая займется предоставлением «Норникелю» услуг и консультаций в сфере слияний и поглощений».

Леонид Рожецкин и Леонид Разумов уже покинули свои посты в компании г-на Потанина (зампредправления и замгендиректора ГМКсоответственно), чтобы приступить к созданию новой структуры. Последняя, как уверяет г-н Разумов, «продолжит работать в интересах Группы с проектами, связанными со Stillwater Mining Company и Gold Fields». В самой ГМК сообщили, что взаимодействие с независимой консалтинговой компанией в сфере слияний и поглощений позволит осуществить максимально эффективные проекты в этой области на мировом рынке, не пояснив, почему.

Для инвестиционных аналитиков логика выведения действий «Норникеля» и Леонида Рожецкина осталась непонятной. Ведь для занятия аутсорсингом, указывают эксперты, полно инвестбанков и не обязательно создавать новую компанию. Оказывать консультации «Норникелю» г-н Рожецкин мог бы и работая в компании, как это и было до вчерашнего дня. Наконец, «независимость» новой структуры можно будет признать только в самом формальном значении этого слова.

Блок по слияниям и поглощениям был образован в рамках ГМК под руководством самого г-на Рожецкина в конце прошлого года. При этом сам он тогда подчеркивал, что «анализ и эффективное использование новых стратегических возможностей в России и за рубежом становится одним из самых важных направлений деятельности Компании. В этих условиях создание структуры, которая будет заниматься исключительно слияниями и поглощениями, является необходимым».

Ряд опрошенных «Временем новостей» экспертов полагают, что миссия Рожецкина в компании г-на Потанина подошла к концу, и он вместе с верной себе командой решил развивать собственный бизнес. «У любого инвестбанкира, коим всегда и являлся г-н Рожецкин есть набор проектов, каждый из которых конечен», -- говорит собеседник газеты, знакомый с менеджером. При этом в последнее десятилетие проекты г-на Рожецкина были так или иначе связаны с интересами Владимира Потанина.

Леонид Рожецкин стал известен широкой публике в 1997 году, когда он представлял интересы офшора Mustcom на скандальном аукционе по продаже акций «Связьинвеста» (25% плюс 1 акции «Связьинвеста» были проданы за 1,87 млрд. долл альянсу Владимира Потанина и Джорджа Сороса). Этот аукцион, на котором проигравшими оказались Владимир Гусинский и Борис Березовский, как известно, открыл эпоху «банковских войн».

В середине 1990-х Леонид Рожецкин вместе с Борисом Йорданом учредил инвестбанк «Ренессанс Капитал». Но впоследствии, когда не удалось объединить «Ренессанс» с банком Владимира Потанина МФК, вышел из этого проекта. Интерес к сфере телекоммуникаций не исчерпывался «Связьинвестом». После кризиса 1998 г. он с партнерами основал инвесткомпанию LV Finance, которая прославилась скандальным участием в проекте «Мегафон» (в начале 2004 года LV Finance продал 25,1% «Мегафона» сначала инвестфонду IPOC, а затем, якобы не завершив сделку с фондом, структурам группы «Альфа»). В «Норникель» Рожецкин пришел осенью 2001 года. Наблюдатели отмечают, что г-н Рожецкин, курировавший такие успешные для «Норникеля» международные проекты как приобретение Stillwater (а также пока не завершенный проект по покупке 20% акций Gold Fields), в целом успешно справился с задачами по повышению капитализации всего холдинга.

В неофициальных беседах эксперты склоняются к тому, что команде г-на Рожецкина дали «заработать на сделке с Gold Fields». «Гонорары консультантов в области слияния и поглощения крупнейших мировых компаний огромны. Даже если им полагается несколько процентов, не стоит забывать, что суммы сделок могут составлять сотни миллионов и даже миллиарды долларов», -- поясняет сотрудник одной из западных инвесткомпаний, подчеркивая, что расходы «Норникеля» на независимую компанию будут гораздо масштабнее, чем на собственное подразделение. Только в этом случае, отмечает он, грань между интересами компаний, заинтересованных минимизировать затраты, и ее консультантов, трудноосязаема. «Команда г-на Рожецкина может реализовать свою собственную стоимость вне «Норникеля» в большей степени, чем внутри компании», -- соглашается Вячеслав Смольянинов из банка «Уралсиб». Только вот для миноритарных акционеров, отмечает эксперт, тогда возникает вопрос, «кто за это будет платить».

Яна ГОДОВАНАЯ