Время новостей
     N°118, 06 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.07.2001
Амнистия -- что дышло
Прошлогодняя амнистия, приуроченная к 55-летию Победы, объявлена вне закона. Конституционный суд пришел к выводу, что принявшая постановление об амнистии Госдума не имела права на помилование преступников-рецидивистов и совершивших тяжкие преступления, и уж тем более нельзя было потом отменять свое решение.

Объявленная в мае прошлого года амнистия -- пожалуй, самый скандальный акт подобного рода за последние годы. Согласно думскому постановлению, на свободу должны были быть выпущены все подозреваемые и осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений при условии, что на свободе они успели получить ордена или медали СССР либо Российской Федерации. Если у осужденного нет медали или ордена, основанием для освобождения могли быть первая или вторая группа инвалидности, а также туберкулез. Здоровые и ненагражденные подпадали под амнистию только в том случае, если инкриминируемые им преступления носили нетяжкий характер.

У прокуроров и тюремщиков постановление вызвало шок, и спустя всего месяц им удалось добиться изменения условий амнистии. 28 июня 2000 г. депутаты исправили свое же постановление, отказавшись от идеи выпустить на свободу всех убийц, насильников и воров, подхвативших туберкулез или заполучивших в свое время медаль за защиту Белого дома. В результате получилось по принципу «кто не успел, тот опоздал». И тут забеспокоились уже осужденные и обитатели СИЗО, которые и пожаловались на непоследовательных депутатов конституционным судьям, считая отмену амнистии нарушением своих конституционных прав. КС с ними согласился.

По мнению КС, неконституционны оба постановления Госдумы (и устанавливающее амнистию, и отменяющее ее для совершивших тяжкие преступления). Первое -- потому что депутаты, выпуская опасных преступников, не подумали о безопасности граждан, второе -- как ухудшающее положение осужденных и подозреваемых. Ведь по Конституции, в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина, а закон, отягчающий ответственность, не должен иметь обратной силы. То есть освободить, а потом обратно посадить, решили конституционные судьи, значит, заставить людей «терпеть излишние, не обусловленные целями уголовной ответственности и назначением наказания, страдания, что противоречит конституционному запрету унижающего человеческое достоинство обращения со стороны государства». Так что теперь любой арестант из более чем 300, не подпавших под амнистию, может через суд требовать от государства компенсации морального вреда деньгами или сокращением срока лишения свободы.

Светлана МИХАЙЛОВА