Время новостей
     N°2, 13 января 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.01.2005
Укрощение строптивой
Правительству предстоит новый бой с инфляцией
Не прошло и половины января, а правительственные прогнозы на 2005 год, похоже, уже нуждаются в переосмыслении. По меньшей мере уточнения требует один из них -- годовой показатель инфляции. Эксперты практически в унисон говорят, что в прогнозируемый кабинетом министров 8,5-процентный годовой рост цен вписаться явно не удастся. Уж слишком большой «антиинфляционный» рывок придется совершить -- ведь по итогам 2004 года инфляция вышла далеко за расставленные правительством флажки. По данным «Росстата», она достигла 11,7% против планировавшихся 10%. Таким образом, кабинету министров предстоит снизить темпы роста цен на 3,2%. В прошлом году кабинет министров ставил перед собой менее амбициозную задачу -- снижение инфляции на 2%, но и она не была выполнена. Темпы инфляции удалось снизить лишь на 0,3%. Проанализировав ситуацию, эксперты делают вывод, что, по самым оптимистичным оценкам, ровно через год Федеральное агентство по статистике сообщит о росте потребительских цен на 9--9,5%.

Однако и для достижения такого показателя нужно будет изрядно потрудиться, поскольку многие факторы, раскрутившие инфляционную спираль в году ушедшем, останутся и в году наступившем. Экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский говорит, что одним из таких факторов останется (по крайней мере в первом полугодии) замедление темпов производства на фоне роста потребления населения. «Равновесие достигается как раз ростом цен», -- отмечает он. В качестве примера эксперт привел производство продовольственных товаров. По данным «Росстата», в прошлом году цены на них (без плодоовощной продукции) выросли на 13,1%. Примечательно, что этот показатель на 1,3% превышает аналогичный за 2003 год (в том году, напомним, годовая инфляция составила 12%). «Похоже, этот фактор будет действовать и в начале этого года. Экономической активности не вижу. Высокий спрос будет подстегивать инфляцию», -- говорит г-н Струченевский.

Это касается и цен на мясо, ставших, судя по частоте упоминания правительственными чиновниками, чуть ли не главной причиной "перевыполнения" плана по инфляции в прошлом году. Импорт ограничивается, видимо, в надежде на отечественного производителя, который пока не готов существенно нарастить предложение. Как результат -- рост цен на говядину и свинину на 26,3--34%.

По словам г-на Струченевского, по оптимистическому сценарию, если к концу 2005 года удастся добиться экономического роста на уровне 5,3% (ряд аналитиков считают, что рост может составить менее 4%), инфляция может не выйти за пределы 9,5%. В противном случае даже этот показатель, и так на 1% превышающий правительственный прогноз, будет недостижим.

Впрочем, основной фактор, раскрутивший инфляцию в ушедшем году, коим, по мнению аналитика финансовой корпорации «Уралсиб» Владимира Тихимирова, стал рост цен на топливо (главным образом на бензин), отчасти потеряет свою актуальность. Одна из причин слишком частой смены ценников на российских бензоколонках -- рост цен на нефть на мировых рынках -- сойдет на нет. По оценкам большинства экспертов, нефть в 2005 году немного подешевеет. Со второй причиной -- монополизацией региональных рынков нефтепродуктов одной-двумя нефтяными компаниями -- в сегодняшних российских условиях бороться, судя по всему, проще. Свое веское слово еще не сказала Федеральная антимонопольная служба и по ее подсказке -- законодатели. За них пока говорит президент. В ноябре он пожурил нефтяников, а 9 декабря на встрече с главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым уже конкретно обсуждал меры по снижению цен на топливо. Результат использования «административного ресурса» на топливном рынке не заставил себя долго ждать. «Росстат» сообщает, что в декабре бензин подешевел в зависимости от марки на 1,6--1,8%. Впрочем, экономисты утверждают, что без снижения налогового бремени на нефтянку решить проблему высоких цен на бензин рыночными методами будет сложно.

Судя по прогнозам аналитиков, в этом году более низкими темпами будет расти стоимость платных услуг населению (в 2004 году их рост составил 17,7%, в 2003-м -- 22,3%). В прошлом году, например, из-за подорожания бензина цены на услуги пассажирского транспорта выросли на 18% (в 2003 году -- на 13,7%). Кроме того, как отмечает Владимир Тихомиров, рост гостарифов будет меньшим, чем в прошлом году. Как бы то ни было, инфляция, по мнению аналитика, превысит правительственные оценки и составит минимум 9--9,5%.

Впрочем, г-н Тихомиров призывает не делать никаких оценок по итогам января и февраля, когда инфляция традиционно высока. Во-первых, именно в эти месяцы повышаются тарифы на услуги населению. Во-вторых, происходит сезонное подорожание продтоваров. В-третьих, на рынок выходят годовые премии, в просторечии -- тринадцатые зарплаты. «Именно поэтому в начале года можно ожидать всплеска цен», -- полагает Владимир Тихомиров.

Михаил ВОРОБЬЕВ