Время новостей
     N°117, 05 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2001
Не было бы счастья
Русский Xerox обогнал американский
Посетившая на днях Россию президент корпорации Xerox Энн Малкахи была поражена итогами работы московского офиса «Ксерокс (Россия и СНГ)». Хотя его доля в общем обороте компании составляет не более 0,5%, он смог реализовать больше персональных лазерных принтеров, чем американские коллеги. Местный рынок -- единственный в мире, где продается больше лазерных принтеров Xerox, чем копировальных аппаратов. В 1998 году доля лазерных принтеров составляла менее 1%, а в первом квартале нынешнего года авторитетный исследователь рынка IDC зафиксировал рост до 13%.

Глава представительства Xerox Europ Ltd., генеральный директор «Ксерокс (Россия и СНГ)» Игорь Симонов сказал газете «Время новостей», что в этом секторе злую шутку с американским подразделением корпорации сыграла тамошняя структура бизнеса. Везде, кроме России, Xerox продает свои продукты и услуги напрямую. Из-за этого в компании упустили работу с партнерами. Здесь же налоговые и таможенные сложности заставили представительство работать через дистрибьюторов и системных интеграторов. Выгодно это тем, что продукты Xerox, которые теперь позиционируются не столько как офисная техника, сколько как аппаратные средства, лучше всего продвигать вместе с другим «железом».

Денис Романов, руководитель аналитического отдела агентства Mobile, отслеживающего розничный рынок, подтвердил газете «Время новостей», что в конце прошлого года струйные принтеры Xerox (от продвижения которых Xerox отказался во всем мире, кроме России) «резко» захватили в Москве 5,6%. Присутствия лазерных принтеров Xerox агентство Mobile не отмечало на розничном рынке Москвы до начала 1999 года. Тогда на HP приходилось 64,71%, OKI -- 24,71%, а Xerox -- 1,18%. В первые месяцы 2001 года Mobile зафиксировало такое соотношение продаж в московских магазинах: HP -- 64,77%, OKI -- 11,11%, Canon -- 12,2%, Xerox -- 7,59%.

Эти цифры, подчеркнул Денис Романов, не показательны для всего рынка. И все же они выявляют тенденцию.

Схема работы через партнеров полностью устраивает московский офис. Однако глава представительства, долгое время уверявший, что прямых продаж в России не будет, сделал газете «Время новостей» неожиданное признание. На вопрос, изменится ли схема, если таможенники, как заявил на днях руководитель ГТК Михаил Ванин, добьются отмены НДС и снижения ввозных пошлин на компьютерную технику с 20 до 10%, г-н Симонов ответил, что, «наверное, в этом случае low-end (дешевая часть продуктовой линейки. -- Ред.) будет идти через дистрибьютора, а высокопроизводительную технику мы будем поставлять напрямую».

Это означало бы серьезные перемены в бизнес-схемах ведущих вендоров (западных производителей), российские представительства которых занимаются сейчас только маркетинговым продвижением товаров. Ведь выручка от продажи одной дорогой машины может значительно превышать кэш, полученный от реализации сотен «коробок».

Расширение ниши Xerox на российском рынке (за второй квартал нынешнего года общий оборот вырос на 35%, а продажи оборудования -- на 65%) подтолкнуло корпорацию искать новые пути закрепления своего присутствия. Глава корпорации обсудила с главой Минэкономразвития Германом Грефом перспективы участия в федеральной целевой программе «Электронная Россия». Замминистра Андрей Шаронов подтвердил газете «Время новостей», что Xerox приглашен участвовать в общественном совете по реализации программы и что глава корпорации говорила о возможности инвестиций в компьютеризацию страны.

Александр ЛЕВИНСКИЙ