Время новостей
     N°117, 05 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2001
Москва осталась без центра
4 июня должен был наступить мир во всем мире
В среду в Москве должен был начать свою работу совместный российско-американский центр слежения за ракетными пусками. Эту инициативу, зафиксированную на высшем -- президентском уровне, и в России, и в США в течение последнего года неоднократно называли в числе «важнейших приоритетов стратегической стабильности». Однако 4 июля ни одна из сторон предпочла об этом не вспоминать: судя по всему, перспективы создания центра (зафиксированное в документах его полное название выглядит так -- совместный центр обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках, или сокращенно ЦОД) становятся все более призрачными.

Сама по себе идея ЦОД была роскошной даже по меркам доброй памяти 90-х, когда достижение мира во всем мире, всеобщей любви и братства казалось делом вполне реальным. Дабы избежать случайного обмена ракетно-ядерными ударами, Россия и США частично интегрируют свои национальные системы предупреждения о ракетном нападении и получают возможность в реальном режиме времени отслеживать старт какой угодно ракеты в любой точке мира. Впоследствии к работе двустороннего центра присоединяются другие страны, и в конечном итоге получается, что все друг за другом присматривают, ракеты никуда без спроса не летают, и на планете воцаряются мир и покой. Беда лишь в том, что это предложение, с которым Борис Ельцин выступил в первые же месяцы после своего прихода к власти, стороны слишком долго не могли превратить в конкретные договоренности. А когда 4 июня прошлого года президенты Путин и Клинтон подписали-таки меморандум о создании центра (согласно пункту 1 статьи 8 стороны обязались «начать эксплуатацию ЦОД через 365 дней»), было уже слишком поздно. Правда, в теории идея выглядела все так же привлекательно, но окружающий мир сильно изменился. Причем не в лучшую сторону.

Последним документом, подписанным на сей счет, стал «меморандум о понимании», завизированный 16 декабря в Брюсселе российским министром иностранных дел Игорем Ивановым и госсекретарем США Мадлен Олбрайт. После чего в Вашингтоне сменилась администрация, и понимать друг друга сторонам стало все сложнее и сложнее. США провозгласили абсолютным приоритетом своей национальной безопасности развертывание системы ПРО. Россия же после бесплодной дипломатической борьбы постепенно перешла от уговоров к угрозам наращивания своих стратегических арсеналов и поиску союзников. Правда, срок действия меморандума Путина--Клинтона пока что не исчерпан: в тексте оговорено, что документ остается в силе в течение десяти лет. Не воспользовались стороны и возможностью прервать действие меморандума, направив партнеру соответствующее уведомление за шесть месяцев до выхода из соглашения. Тем не менее в нынешних условиях эта «глобальная российско-американская стратегическая инициатива» выглядит скорее памятником упущенных возможностей, чем реальным соглашением, которое «дает миру шанс».

Юрий ГОЛОТЮК