Время новостей
     N°234, 23 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.12.2004
Рынок на нуле
Экономическому росту мешает "разруха в головах"
Удвоению ВВП не в последнюю очередь мешает непрозрачность принятия властных решений. В этом публично признался министр финансов Алексей Кудрин на заседании правительства, обсуждавшем вчера итоги социально-экономического развития страны в уходящем году и перспективы развития на ближайшие три.

Министр финансов на заседании правительства практически выступил содокладчиком автора среднесрочной программы социально-экономического развития Германа Грефа. Министра экономики премьер Фрадков и другие коллеги из правительства критиковали за то, что он никак не желает выполнить задание президента - удвоить ВВП к 2010-му или хотя бы 2012-му году. «Можем ли мы удвоить ВВП?» -- г-н Кудрин, выйдя на белодомовскую трибуну, волновался так сильно, что у него вибрировал голос. Далее его речь была, как бы сказал министр культуры, «очень панорамна». Он говорил о том, что США и Франция даже и не думают ставить перед собой такие задачи. Они, мол, не могут, а мы можем и должны. Но нам что-то мешает. Именно здесь г-н Кудрин перешел к конкретике. Он сообщил, что в последние годы на российском фондовом рынке наблюдался безусловный рост. В 2002 году он составил 37%, в 2003 - 57%. Но в 2004 году, по словам г-на Кудрина, рост будет равен 0 %. Причем еще в середине года ничто не предвещало такого печального итога. «Что-то нам помешало, вследствие чего инвесторы высказали нам такую оценку», -- размышлял главный финансист вслух. И стал восстанавливать события по памяти: «Когда мы объявили, что «Роснефть» вступает в «Газпром», рынок вырос. Капитализация «Газпрома» к 18 ноября достигла своего пика в 69 млрд долл. Однако после некоторых недавних заявлений капитализация компании уменьшилась на 7 млрд и составила 62 млрд долл». «Мы потеряли в результате непрозрачных действий, которые само правительство совершало, -- признался г-н Кудрин. Мы на полгода или на год потеряли доверие определенной группы инвесторов». Главный финансист призвал кабинет «пресечь имеющуюся негативную тенденцию».

Речь г-на Кудрина «после недавних заявлений» о продаже "Газпромом" еще толком не созданной «Газпромнефти» и покупке «Юганскнефтегаза» "группой физических лиц, имеющих опыт работы в энергетике", а также предъявления налоговых претензий "Вымпелкому" была настолько впечатляющей, что премьер с трудом подбрал слова для ответа. «Сейчас фондовый рынок нерепрезентативен, -- холодно заметил он. -- Отражает ситуацию с олигархическими структурами».

Если бы не кудринский "подвох", в целом позиция премьера на вчерашнем заседании кабинета выглядела бы пуленепробиваемой. Именно он задал резкий критический тон при обсуждении грефовской программы на 2005--2008 годы: «с повестки дня не снята задача удвоения ВВП», «общество ждет от нас ясного ответа, что оно получит в результате наших действий», «это наши обязательства перед людьми, и программа должна дать четкое представление о том, что и как будет» ...Первый министр чеканил каждое слово. По его тону чувствовалось, что на сей раз со своими подчиненными премьер «дипломатничать» не станет. Не случайно Герман Греф, выйдя на трибуну, некоторое время молчал, тяжело вздыхая. Но тем не менее главный экономист страны решил не сдаваться.

Он постарался за 40 минут удовлетворить политические и экономические интересы аудитории в полной мере. Очень долго и убедительно рассказывал, как можно бороться с бедностью. Не просто уполовинить, как просил президент, а радикально сократить - в четыре раза к 2015 году. А средний класс, наоборот, взрастить к этому же сроку с 20 до 50%. Г-н Греф, пожалуй, впервые пламенно говорил о развитии гражданского общества как одной из ключевых предпосылок развития экономики. Только об удвоении ВВП министр умалчивал довольно долго. В самом конце речи он коротко сказал, что за десятилетие -- 2005--2015 годы правительство может добиться желанного удвоения. Но не раньше. И то при определенных условиях, главное из которых-- структурные реформы экономики и создания реальной конкурентной среды.

Герман Греф так завуалировал обстоятельства возможного удвоения ВВП, что его не все поняли. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев уточнил: «Чтобы закончить дискуссию для себя, так с какого по какой год?». «В зависимости откуда считать, - откликнулся г-н Греф, - с 2000-го, с 2002-го... Мы говорим, что удвоение реально с 2005 по 2015 годы, при проведении реформ». И добавил, что «того мотора экономического, который у правительства был в последние годы нет, ценовой фактор исчерпан - нужен маневр». Но премьер прервал г-на Грефа и рекомендовал ему, «раз уж ввязались в эту рукопашную», «подтянуть программу к руководящим документам», имея в виду послание президента Федеральному собранию и план основных действий правительства. «Мы не сможет так просто преодолеть структурные ограничения, - попытался объясниться г-н Греф. - Нам нельзя утерять макроэкономическую стабильность. Сначала надо преодолеть разруху в головах». «В чьих головах?» - озадаченно переспросил премьер. Министр замолчал. Г-н Фрадков настолько прочувствовал ответ в молчании подчиненного, что паузу держать не стал: «Вопрос к автору. Герман Оскарович, представьте, что Вы, персонально, молодой, до тридцати, умный, хорошо образованный. Идете в бизнес. Вы патриот, социально ответственный, готовый кооперироваться с Западом, но стремящийся в своей стране развиваться. Удовлетворит такого молодого человека ваша программа?»

Греф не растерялся: «Молодые люди мало читают программные документы, они либо верят, либо не верят. Если вы хотите получить ответы по развитию экономики, то здесь они есть. Но ответа, где жить лучше, здесь нет. Хотя он в принципе достаточно банален: везде хорошо, там, где нас нет».

Давний оппонент министров-либералов правительстве г-н Гордеев не смог промолчать. Он почему-то нашел, что речи г-на Грефа «попахивают имперскими замашками на мировую экономику», а «людям надо по годам расписать, что они получат».

С годами четко справился только один участник заседания-- советник президента по экономике Андрей Илларионов. Он заявил, что «стартовая точка хорошо известна - это 2002 год». Иными словами, удвоение должно быть достигнуто к 2012 году. И баста. «Президент говорил, что этого можно добиться и в более короткие сроки - к 2010 году. В первом случае темпы экономического роста должны составить 7,2 %, во втором - 9%. Такая справка программе бы не помешала», - сказал советник, чем подвел жирную политическую черту под дискуссией.

Премьер прибавил к черте еще и жирную точку: «В конце концов, мы сейчас отвечаем на вопрос, как удвоить ВВП, и не находим ответа. Ведь понятно, для чего президент поставил такую задачу, чтобы создать напряжение, чтобы не потерять, войти в мир прилично одетыми». И велел г-ну Грефу «напрячься» - сделать «из этого полуфабриката программу действий». К 1 февраля.

Вера КУЗНЕЦОВА