Время новостей
     N°124, 13 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2000
Одна труба -- один инвестор
Балтийскую систему велено построить быстро
Балтийская трубопроводная система начнет работать уже в будущем году. По оценкам экспертов, в настоящее время Россия теряет до 1,5 млрд долларов от транспортировки различных грузов через порты в Прибалтике. Транзит российского сырья дает 25% доходов бюджетов Латвии и Эстонии. Кроме того, как уверяют в Белом доме, вопрос реализации БТС важен с точки зрения экономической безопасности: России, имеющей собственный нефтеналивной порт, никто не сможет навязывать невыгодные условия по экспорту.

Как заявил вчера премьер Михаил Касьянов, правительство намерено запустить проект БТС к декабрю 2001 года. Г-н Касьянов особо подчеркнул, что на претворение данного проекта в жизнь отводятся жесткие временные рамки, поэтому правительство намерено "осуществлять ежемесячный контроль за ходом реализации проекта". Чтобы проект успешно продвигался, вчера на совещании, которое проводил в Санкт-Петербурге премьер, было принято решение установить налоговые льготы на поставку импортного оборудования для строительства БТС.

Если же строительство трубы все-таки затянется, то ответственных за провал долго искать не придется. "В июле я подписал постановление, по которому строительство будет вести один инвестор -- «Транснефть»», -- сообщил г-н Касьянов. Скорее всего и владеть трубой будет только одна компания -- «Транснефть». Вряд ли такое развитие событий обрадует большинство нефтяных компаний, которые сейчас фактически спонсируют строительство. Для того чтобы набрать денег на постройку БТС, «Транснефть» ввела специальный инвестиционный тариф. В обмен компаниям была обещана определенная доля акций системы. Однако сейчас события развиваются таким образом, что скорее всего ни одна из компаний ничего не получит. Тем более что представители «Транснефти» уже неоднократно заявляли, что БТС сейчас строится исключительно на деньги трубопроводного монополиста.

Несмотря на то что уже четко установлены сроки начала эксплуатации системы, до сих пор неясно, будет ли Россия строить свой собственный порт в Приморске или воспользуется предложением финнов провести трубу в город Порвоо, чтобы там перекачивать западносибирскую нефть. Возможно, что именно эти вопросы будут обсуждаться на происходящей сейчас встрече Михаила Касьянова, губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова и премьер-министра Финляндии.

Что такое БТС
Создание Балтийской трубопроводной системы (БТС) регулируется постановлением правительства России №522 от 14 июля текущего года. Функции заказчика строительства БТС возложены на компанию «Транснефть». Кроме того, правительство поручило ей установить «тарифы на транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов с учетом инвестиций на финансирование строительства объектов БТС». Иными словами, в финансировании трубопровода принимают участие все нефтяные компании, а принадлежать он будет «Транснефти», которая и станет регулировать доступ нефтяников к «балтийской» трубе.
В ЛУКОЙЛе, сославшись на правительственное постановление, газете «Время новостей» подтвердили информацию о том, что БТС будет находиться в государственной собственности, и уплаченный «налог» на ее строительство, наверное, не скажется на доступе к трубе. Между тем многие нефтяные компании не проявили заинтересованности в строительстве БТС, объяснив это тем, что «финансируют проект из-под палки»: есть инвестиционный тариф, обязательный для всех, который они обязаны платить.
Среди нефтяных компаний в строительстве БТС в первую очередь заинтересованы ЛУКОЙЛ, разрабатывающий месторождения Тимано-Печоры, и «Сургутнефтегаз», чьей вотчиной исторически являются Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Вера КУЗНЕЦОВА, Василий ВЕРБИН, Алексей ЗЕМЦОВ