Время новостей
     N°116, 04 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2001
Дел невпроворот
Правительство не справляется с собственными планами
Вопрос о «настройке» правительства, как ласково переименовал реструктуризацию кабинета его глава Михаил Касьянов, судя по всему, окончательно утратил актуальность. «Настройка -- это не единовременная мера, это процесс. Процесс идет», -- сказал вчера премьер в Зальцбурге. Такой ответ качественно отличается от его прежних обещаний «настроить» подчиненных «в течение двух-трех недель». Из слов премьера вытекает, что и необходимость-то в структурных изменениях в кабинете, которую весной они с президентом констатировали, практически отпала: «В первом полугодии работа правительства была менее эффективной, сейчас она более эффективна, но совершенству нет предела, и не надо считать, что уже завтра мы должны все переломать», -- сказал он. И вывод: «Не надо ожидать, что изменения в правительстве произойдут завтра или послезавтра, мы будем двигаться плавно».

Смирился ли с этим Владимир Путин, неизвестно. Но в Кремле предпочитают не подталкивать Касьянова, поскольку качественных выгод от какой бы то ни было реструктуризации, действительно, пока не ожидается. Первоначальная идея -- о повышении статуса министров до степени осознания ими политической ответственности -- разбилась именно что о политические фигуры. Не будет большим преувеличением сказать, что «настройка» завяла потому, что ни Путин, ни Касьянов не придумали, как реформировать экономический блок кабинета без ущемления интересов Алексея Кудрина и Германа Грефа. Если любой другой чиновник кабинета вполне подвержен передвижениям в соответствии с мнением президента и премьера о целесообразности, то в случае с гг. Кудриным и Грефом только подобные мысли уже вызывают политические проблемы.

«Проблема не в том, что правительство уперлось в какую-то планку, которую не может преодолеть; проблема в том, что планка настолько высока, что правительство свободно ходит под ней и ее не замечает», -- в шутку замечает один из кремлевских чиновников. Доля правды, имеющаяся в этой шутке, состоит в том, что планка действительно высока. Владимир Путин, который задал ее в прошлом году, проявив готовность к широким реформам, похоже, не рассчитал сил ни близких себе чиновников, ни более далекого от себя населения.

Между тем попытка выполнить план реформ по всем направлениям уже вылилась в то, что по прошествии года с момента принятия программы Грефа в качестве правительственной власти могут похвастаться очень немногими успехами. Если налоговая реформа с трудом, но проходит через Думу, то судьба пакета по дерегулированию неожиданно затуманилась, пенсионная и энергетическая по-прежнему вязнут в правительственных дискуссиях, а к банковской власти еще боятся подступиться. При этом Белый дом нельзя обвинить в бездействии, Дума завалена законопроектами. Но при высокой продуктивности правительства его КПД слишком низок. И это особенно заметно на примере его текущих планов.

В апреле Михаил Касьянов и Виктор Геращенко подписали совместное заявление правительства и ЦБ об экономической политике на 2001 год, а в конце мая Минфин отправил на подпись премьеру план конкретных мероприятий по реализации заявления. Дальнейшая судьба плана прослеживается с трудом. Источник в аппарате Алексея Кудрина сказал газете «Время новостей», что план вошел составной частью в программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, которая обсуждалась на заседании правительства 30 мая и 20 июня с уточнениями была представлена на подпись г-ну Касьянову. Правда, премьер ее до сих пор не подписал. Зато, как говорят в Белом доме, и план, и программа уже влились в утвержденный в прошлый четверг план действий правительства в области социальной политики и модернизации экономики на второе полугодие 2001 г.

Тем временем первоначальные предложения Минфина содержали целых семь мер, которые предполагалось принять в июне. Три из них точно не выполнены -- это согласование плана работы по созданию долгового агентства и реструктуризации Внешэкономбанка, принятие постановления правительства по реформе электроэнергетики и постановления, определяющего порядок недискриминационного доступа к экспортным нефтепроводам (проекты всех этих документов уже долгое время проходят доработку). Одна мера (проект закона, предусматривающего сокращение срока возмещения НДС традиционным экспортерам), по словам чиновников, потеряла актуальность в ходе работы над Налоговым кодексом. Судьба оставшихся трех мер (утверждение техзадания на стратегический обзор Внешторгбанка, принятие постановления правительства по совершенствованию учета обязательств бюджетных учреждений в федеральном казначействе и разработка рядом министерств планов действий «по решению экономическими методами вопросов устойчивости поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок») неизвестна. Если ответственные ведомства и работают над этими документами, следов работы обнаружить пока не удалось. В любом случае неуклонное совершенствование планов и программ позволяет Белому дому назначать новые сроки для старых дел. Нарастающий ком этих «долгов» может потребовать от президента не «тонкой настройки» кабинета, а вполне решительных действий. Пока, правда, такой прогноз не выглядит реалистичным.

Андрей ДЕНИСОВ