Время новостей
     N°231, 20 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.12.2004
Премьер выступил за единство
Авиапром сольется с небольшой задержкой
Минпромэнерго сломило сопротивление противников слияния отечественного авиапрома. Концепцию создания Объединенной авиастроительной компании (ОАК), разработанную министерством, одобрил премьер Михаилом Фрадков. Премьер согласился с тем, что интеграция российского авиастроения -- это единственно возможный путь достижения конкурентоспособности отрасли на мировом рынке, где сейчас доминируют американская корпорация Boeing и европейский концерн Airbus. После централизации проектных и производственных процессов, а также ликвидации избыточных мощностей ОАК, по мысли разработчиков концепции, сможет соревноваться с зарубежными гигантами. В состав единой компании войдут все ведущие разработчики и производители военных и гражданских самолетов России: АХК "Сухой", РСК "МиГ", корпорация "Иркут", акционерные общества "Ильюшин", "Яковлев" и "Туполев". Об этом журналистам сообщил в прошлую пятницу руководитель Федерального агентства по промышленности (ФАП) Борис Алешин.

Борис Алешин ратовал за объединение авиапрома еще в прошлом году, когда он был вице-премьером в прежнем составе правительства. Активным сторонником этой идеи он остался и после мартовской реорганизации кабинета министров, возглавив ФАП -- новую структуру, подчиненную вновь созданному Министерству промышленности и энергетики.

У объединительной идеи, разумеется, нашлось и немало противников в среде менеджмента авиастроительных предприятий, озабоченного перспективой потери нынешней самостоятельности. По словам г-на Алешина, противодействие генералов ВПК не смогло похоронить идею ОАК, однако сумело затормозить ее реализацию. "Ранее мы планировали завершить процесс создания компании до июля 2005 года, но произошла задержка, и теперь нам придется торопиться", -- сказал Борис Алешин.

Создание компании, управляющей государственными активами в авиастроительной отрасли, это первый из трех этапов, на которые разбита концепция реформирования отрасли, разработанная Минпромэнерго. Эту компанию планируется зарегистрировать в форме открытого акционерного общества со смешанным частно-государственным капиталом. Организации этой компании должен предшествовать аудит активов отрасли. Затем предприятия, входящие в ОАК, должны подписать договор о ее создании, распределив акции управляющей компании между собой пропорционально размерам своих активов. Всю эту работу, согласно концепции Минпромэнерго, обнародованной в октябре завершающегося года, планировалось провести к июлю 2005 года. Однако «принципиальные решения и действия могут быть завершены до конца 2004 года», говорилось в документе. Теперь сроки завершения первого этапа сдвигаются. Однако, как считает глава ФАП, ненамного. Тем более что самое принципиальное из необходимых решений все-таки было принято еще до конца текущего года. На прошлой неделе премьер Михаил Фрадков высказался в поддержку концепции Минпромэнерго.

Г-н Алешин по-прежнему верит, что первый этап этого документа может быть воплощен в жизнь «летом 2005 года». Тогда на заседании правительства может быть рассмотрен вопрос о создании и дальнейшем развитии ОАК.

По словам г-на Алешина, концепция практически не претерпела изменений по сравнению с первоначальным вариантом, в котором ее представило Минпромэнерго. Говоря о дальнейших практических шагах по объединнию, он пообещал: "Предполагаем это делать достаточно быстро, поскольку сопротивление сломлено".

Министерская концепция вслед за первым предусматривает еще два этапа. К концу 2006 -- началу 2007 года предстоит объединить имущественные комплексы предприятий авиапрома. ОАК должна при этом трансформироваться в корпорацию холдингового типа. В течение 2007 года ей предстоит превратиться в публичную компанию, ценные бумаги которой будут выведены на открытый рынок с целью повышения ее капитализации.

Каждый из этих шагов подразумевает решение непростого вопроса о пропорциях участия государства и других инвесторов в акционерном капитале компании. Приступить к нему, по словам г-на Алешина, планируется после аудирования активов отрасли.

Михаил КУКУШКИН