Время новостей
     N°227, 10 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2004
Не надо менять Шишкина на Сиськина
Борис ЦИЛЕВИЧ, депутат сейма от оппозиционной Партии народного согласия, выступающей за соблюдение прав русскоязычного населения Латвии, назначен докладчиком Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по ситуации с девятью странами, не присоединившимися к Рамочной конвенции по правам нацменьшинств. Выполнит ли Латвия свое обещание ратифицировать этот документ в течение ближайшего года? Об этом г-н Цилевич рассказывает корреспонденту «Времени новостей» в Риге Дануте ДЕМБОВСКОЙ.

-- Почему президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга вдруг дала обещание срочно ратифицировать Рамочную конвенцию?

-- Причина всех изменений к лучшему для нацменьшинств Латвии всегда одна -- усиление давления Запада. Осложнения в отношениях с Россией вынудили партнеров Латвии по ЕС надавить на Ригу. Но не исключено, что политика затягивания все же продолжится.

-- Из-за чего конкретно Латвия оттягивает ратификацию?

-- Конвенция оговаривает возможность использования национального языка в общении с властями в регионах, где нацменьшинства живут исторически или в большом количестве. Сейчас в Латвии запрещено любое письменное общение с властями на любом языке, кроме латышского, даже там, где нацменьшинства исторически составляют около 90% населения. Латвия попытается оговорить для себя особые условия, но Совет Европы едва ли примет такую оговорку.

В конвенции сказано и о написании имен и фамилий людей, принадлежащих к нацменьшинствам. Латышский язык относится к балтийской группе языков, что сильно меняет написание иноязычных имен и фамилий. По правилам латышского языка русская фамилия Иванов пишется как Ivanovs (окончание s добавляется ко всем фамилиям, заканчивающимся в русском языке на ов ), запрещены двойные согласные -- имя Кирилл пишется как Kirils. Но это еще ничего. В результате переделок имена и фамилии зачастую приобретают неблагозвучное, даже оскорбительное звучание. Из фамилии Шишкин получается очень неблагозвучная фамилия Siskins -- эта история стала классической. Несколько дел, связанных с переделкой имен и фамилий, уже находятся в Европейском суде по правам человека.

-- Конвенция может изменить ситуацию с реформой образования, согласно которой в старших классах национальных школ не менее 60% предметов должны преподаваться на латышском языке?

-- Нормы Рамочной конвенции, оговаривающие использование языка нацменьшинств, расплывчаты. Но в статье 15 говорится, что нацменьшинства должны эффективно участвовать в принятии решений, касающихся их самих, их мнение должно учитываться. Реформа образования показала -- подавляющее большинство русскоязычных жителей страны выступают против нее. Тем не менее правительство продолжает внедрять реформу. Думаю, что консультативный комитет Совета Европы обратит на это внимание.

-- И на то, что русскоязычных непропорционально мало в органах власти?

-- В некоторых странах Совета Европы существуют квоты для партий, представляющих нацменьшинства, -- в Хорватии, Словении, Румынии. В Польше партии нацменьшинств освобождаются от пятипроцентного барьера на парламентских выборах. Но напрямую Рамочная конвенция не требует введения квот. Иное дело -- присутствие представителей нацменьшинств в исполнительной власти, где русскоязычные люди представлены слабо.

-- Возможен ли прогресс в вопросе о негражданах? Ведь эти полмиллиона человек -- преимущественно русскоязычные жители Латвии.

-- Проблема неграждан прямого отношения к Рамочной конвенции по правам нацменьшинств не имеет. (Тем не менее во время ноябрьского визита в Латвию комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес рекомендовал Риге не только ратифицировать конвенцию, но и указал, что число неграждан следует сокращать, и неплохо бы, как в Эстонии, дать им право голоса на выборах в самоуправление. -- Ред.).

-- Может ли сейм настоять на каких-то оговорках, сославшись на особую ситуацию, дескать, в наследство от СССР досталось слишком много русских?

-- Мои коллеги-депутаты почему-то считают, что они могут принять любую оговорку. Но юридическая служба Совета Европы проверяет, не противоречат ли оговорки основной цели. Если оговорки будут дискриминационными, то Совет Европы не примет ратификацию.

-- Но изменится ли что-то после ратификации? Конвенция -- не слишком конкретный документ.

-- После ратификации политические дискуссии перейдут в юридическую плоскость. Через год после ратификации государство должно будет предоставить доклад в консультативный комитет Совета Европы. А этот орган учитывает не только официальный доклад правительства, но и теневые доклады, подготовленные, к примеру, правозащитниками. Дискуссия пойдет уже не по принципу "нас в 1940 году оккупировал СССР, поэтому мы можем позволить себе все что угодно во имя исторической справедливости". Разговор будет вестись на экспертном уровне, с использованием юридических аргументов. Этого-то политическая элита Латвии и боится, потому и тянет с ратификацией.

Рамочная конвенция по правам нацменьшинств -- документ Совета Европы, открытый для подписания с 1995 года. Конвенцию уже ратифицировали 36 государств -- членов Совета Европы. Она определяет принципы отношения к нацменьшинствам. Государства, входящие в Совет Европы и ратифицировавшие конвенцию, обязаны воплощать их в жизнь. Они отчитываются перед Советом Европы о выполнении конвенции. Латвия входит в число девяти стран, не ратифицировавших Рамочную конвенцию. Это решение она откладывает вот уже десять лет, вызывая нарекания как Совета Европы, так и России.