Время новостей
     N°220, 01 декабря 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.12.2004
Танкер против трубы
«Совкомфлот» убеждает «Газпром» сжижать газ, а не строить Северо-Европейский газопровод
Обилие проектов и новых направлений развития бизнеса в «Газпроме» породило их конкуренцию. Бывший топ-менеджер «Газпрома», а ныне заместитель генерального директора госкомпании «Совкомфлот», осуществляющей морские грузовые перевозки, Александр Красненков сделал доклад о пользе развития в России экспорта сжиженного природного газа (СПГ). При этом он заявил о неэффективности затеянного «Газпромом» проекта транспортировки газа по подводному Северо-Европейскому газопроводу (СЕГ). По информации «Времени новостей», «Совкомфлот» активно лоббирует в газпромовских коридорах альтернативный СЕГ проект экспорта газа в Северную Европу -- строительство под Санкт-Петербургом завода по сжижению газа и перевозки его специальными судами в Европу и США. У обоих проектов есть серьезные козыри: вариант продажи СПГ экономически более обоснованный и гибкий, прокладка же газопровода имеет более высокую политическую ценность. Впрочем, многое будет зависеть от того, найдет ли менеджмент «Газпрома» реальных партнеров, готовых обеспечить политическую целесообразность строительства СЕГ финансовыми и маркетинговыми ресурсами.

Г-н Красненков вчера попытался даже провести сравнительный квазианализ экспорта газа в Северную Европу по подводному трубопроводу и газовозами. Строительство основной части СЕГ (до Германии), по его данным, обойдется «Газпрому» в 5 млрд долл. Хотя в концерне утверждают, что озвученная Алексеем Миллером сумма 5,7 млрд долл. включает в себя затраты на прокладку трубы до Великобритании. Кроме того, очевидными минусами данного проекта, по версии топ-менеджера «Совкомфлота», являются приличные расходы на поддержание подводной инфраструктуры, а также жесткая привязка к германскому и британскому рынкам. Строительство же завода по производству СПГ в Усть-Луге обойдется в 1,3 млрд долл., расходы на содержание газовозов -- фиксированные (2,5 млн долл. в год на судно). Варьироваться будет только оплата за фрахт. Причем в этом случае «Газпром» получит возможность экспортировать СПГ на разные рынки.

Как известно, о намерении «Газпрома» проложить 1200-километровый газопровод по дну Балтийского моря из Ленинградской области в Германию с возможным продлением до Великобритании г-н Миллер объявил два года назад. С тех пор о поддержке этого начинания заявили почти все высокопоставленные чиновники России, включая Владимира Путина, а интерес к проекту проявил крупнейший энергетический концерн Европы -- германский E.ON-Ruhrgas. Однако до сих пор «Газпром» не подготовил даже полного технико-экономического обоснования.

Такая «заминка» с реализацией одобренного на самом высшем уровне проекта объясняется просто: его экономическая составляющая значительно хуже политической. И реальных участников, готовых финансировать строительство, а главное -- купить газ из этой трубы на 20 лет вперед, пока найти не удалось. Похоже, маркетинговые работы, которые проводил «Газэкспорт» со своими европейскими партнерами, не увенчались успехом, и готового рынка для этого дорогостоящего маршрута обнаружить не удалось. В этой связи продвигаемый «Совкомфлотом» вариант мог бы стать интересной заменой.

Тем не менее ситуация может коренным образом измениться, если в рисковом и не очень выгодном проекте СЕГ согласятся участвовать E.ON-Ruhrgas, желающий получить долю в добыче газа в России, и ВР, которой необходимо положительно решить вопрос с «Газпромом» о реализации проекта разработки Ковыктинского месторождения и поучаствовать в освоении Штокмановского. Окончательно все станет ясно через месяц-полтора, когда планируется завершить переговоры с E.ON-Ruhrgas и ВР.

Алексей ГРИВАЧ