Время новостей
     N°219, 30 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2004
Театр мимики и жеста
Новые левые делят голоса будущих избирателей
Национал-большевистская партия (НБП) проводила вчера учредительный съезд в московском Театре мимики и жеста. Лидер нацболов Эдуард Лимонов заявил на съезде о том, что партия начинает пятую попытку регистрации в Минюсте в качестве политической организации. До этого, по его словам, НБП подавала документы на регистрацию четыре раза и всегда получала отказ.

Однако несмотря на это, НБП была и остается активным игроком на левом фланге российской политической арены, за доверие которого могут в будущем побороться весьма влиятельные политические силы. «Такие организации, как НБП и «Молодежный левый фронт», могли бы серьезно добавить очков какой-либо политической партии, заключившей с ними союз, -- считает член политсовета партии «Родина» Михаил Делягин. -- Однако ни одна из существующих партий сейчас не вызывает у них достаточного доверия. Несмотря на то что я с оптимизмом оцениваю будущее партии «Родина», я вынужден признать, что и ей пока не под силу консолидировать эти молодежные организации».

Этот мощный ресурс может понадобиться партиям левого толка уже в ближайшем будущем. «Готовить телегу» аж за три зимы до следующих парламентских выборов начали сразу несколько политических организаций -- и старых, и свежезарегистрированных. Похоже, предложения для протестного электората к выборам готовятся самые разнообразные: с сильным патриотическим пафосом или едва уловимым, с бескомпромиссным уклоном в марксизм-ленинизм или радикальным переосмыслением. Создается ощущение, что политики предвидят большое пополнение левого и патриотического электората и уже вступили в борьбу за эти гипотетические голоса.

Но прежде левым придется здорово побороться между собой и с крупными конкурентами. Из крупных наиболее стабильна партия «Родина». Активно укрепляется Всероссийская коммунистическая партия будущего (ВКПБ) -- отделившиеся от КПРФ коммунисты во главе с Владимиром Тихоновым и Сергеем Потаповым. Но тем временем не дремлет и независимый депутат Геннадий Семигин, который тоже участвовал в расколе КПРФ. Он теперь собирает Конгресс патриотов России, куда входят и ВКПБ, и партия «Возрождение России», возглавляемая бывшим спикером Госдумы Геннадием Селезневым, и многие другие более мелкие организации. На прошлой неделе к коалиции присоединилось свыше 30 общественных организаций. В частности, объединение профсоюзов России «Соцпроф», Конгресс российских деловых кругов, ассоциация «Духовное наследие Родины», фонд «Исламская культура», Российский профсоюз учителей и другие организации.

Вероятно, основное сражение за отъем голосов у КПРФ будет происходить между семигинской коалицией и «Родиной». Руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что пока позиции «Родины» сильнее: «У «Родины» есть некая органичность, некий набор идей, патриотический имидж. В ряде регионов это позволяет партии показывать хорошие результаты на региональных выборах. В прошлом году это было практически виртуальное объединение, состоящее из сторонников Глазьева и «Народной воли» Бабурина -- тех же самых патриотов, которые на прошлых выборах набирали 1%. Сейчас после многочисленных переговоров Рогозину и Бабурину удалось договориться о сожительстве в рамках партии «Родина». По многим позициям в парламенте родинцы высказываются вместе с зюгановцами. Эта левая идентичность очень хорошо проявилась в спорах по вопросу о праздниках, об отмене 7 Ноября. Изначально один из членов фракции был в числе депутатов, вносивших законопроект, а потом «Родина» достаточно четко отмежевалась от этой инициативы, потому что она хочет искать избирателя слева».

А кто такие новые семигинцы? Пока что их перспективы значительно более смутны, потому что это союз проигравших самые разные выборы плюс часть людей, которая ушла из КПРФ, опять-таки проиграв внутрипартийную борьбу и оказавшись в меньшинстве. Неизбежная проблема всякой организации, собранной с бору по сосенке, состоит в разноголосице. На кого, собственно, конгресс будет опираться? На патриотов? Но их уже прочно застолбила «Родина». Кроме того, у Рогозина и Бабурина значительно больше доступ к телевизионной аудитории -- со статусом главы фракции и вице-спикера. Какие шансы у механического суммирования организаций, мы знаем хотя бы по опыту блока Ивана Рыбкина, который не спас даже приличный набор раскрученных персонажей.

«Других левых сил я пока не вижу, -- продолжает Алексей Макаркин. -- Есть отдельные люди, которые недовольны своей ролью в политике. Например, Олег Шеин, который участвует в разного рода протестных акциях вместе с либеральной оппозицией. Но он одиночка, и я не уверен, что у него что-то получится. Есть Глазьев. Но у него все еще проблемы с регистрацией его организации, и есть большие сомнения, что он сможет что-то сделать. Президентские выборы показали ограниченность его ресурса и очень сильную зависимость от средств массовой информации. Как только о Глазьеве перестали говорить, о нем стали забывать. РКРП -- традиционная ультралевая партия -- все больше сближается с зюгановцами. Анпилов тоже остался в роли политика-одиночки. Протестные профсоюзы слишком слабы по сравнению с Федерацией независимых профсоюзов России, вряд ли на их базе возникнет какая-нибудь политическая сила а-ля британские лейбористы».

Но насколько опасны новые левые силы для главного игрока -- КПРФ? Сумеют ли они растащить партию по многочисленным норкам? Илья Пономарев, член оргкомитета «Молодежного левого фронта», видит опасность для КПРФ совсем с другой стороны -- от аграриев и Партии пенсионеров, которые перехватывают именно коммунистические голоса. Все остальные, по его мнению, охотятся в других угодьях и электорат КПРФ нисколько не затрагивают: «Родина» не может потеснить КПРФ. Может быть, какая-то часть электората, который раньше за КПРФ голосовал, к ним уходит, но это компенсируется притоком другого -- настоящих левых голосов. А национал-патриоты пускай уходят. Семигин и ВКПБ -- это, на мой взгляд, обманка, игра ума, направленная на организационное ослабление КПРФ, создание ложных целей для руководства компартии: вместо того, чтобы нормально работать, повышать влияние и популярность, партия отвлекается на внутренние разборки».

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА