Время новостей
     N°219, 30 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2004
«Зачем менять то, что еще не опробовано»
Об основных вопросах, которые судейское сообщество собирается задать власти на своем съезде, «Времени новостей» рассказал председатель Совета судей РФ Юрий СИДОРЕНКО.

-- Юрий Иванович, какие основные вопросы включены в повестку дня?

-- Есть несколько принципиальных пунктов. Будет избран новый состав Совета судей, расширенный за счет включения в него мировых судей и членов уставных и конституционных судов субъектов федерации. Будут приняты регламенты совета и съезда, и что очень важно, мы узнаем мнение коллег о происходящем в судебной системе.

Кроме того, будет принят Кодекс судейской этики. Этот документ в принципе не будет как-то радикально отличаться от одобренного на втором съезде Кодекса чести судьи. Просто с тех пор прошло много лет, и был принят закон «Об органах судейского сообщества», в котором говорится именно о Кодексе судейской этики.

-- То есть просто меняется название?

-- Нет, мы взяли Кодекс чести за основу, доработали его с учетом накопленного опыта и международной практики. В частности, в него будут включены вопросы, касающиеся поведения судей во внеслужебное время.

-- Появятся ли там, например, ограничения на общение судей с журналистами вне работы?

-- Нет, ограничений таких не будет, но будут более четко прописаны нормы о том, что судья не вправе комментировать судебные решения, не вступившие в законную силу, и другие процессуальные действия коллег. Как вышестоящий судья я могу высказаться о них только в принимаемых мною судебных актах.

-- Ожидается, что на съезде выступит Владимир Путин. Что вы рассчитываете услышать от президента?

-- Прежде всего нам интересно узнать, что думает глава государства о совершенствовании правосудия и судебной системы. Тем более что до сих пор нет ряда фундаментальных актов, крайне важных для нас, которые могли бы решить многие вопросы, в том числе касающиеся компетенции трех ветвей судебной власти. Это законы о судах общей юрисдикции, о Верховном суде, об административных судах. Последний закон особенно важен для граждан, так как создаст систему оперативного рассмотрения споров с органами власти. Мы бы хотели знать, почему эти законы, уже много лет лежащие в Госдуме, не принимаются.

-- Ожидаете ли вы, что президент даст оценку инициативам председателя Совета Федерации Сергея Миронова о реформировании Высшей квалификационной коллегии судей?

-- Не знаю, будет ли говорить президент об этом проекте. Скорее всего не станет. Проект внесен в Думу, депутаты и СФ примут его или отклонят. Последнее слово в любом случае за президентом.

-- Судейский корпус раскритиковал предложения спикера верхней палаты по поводу изменения порядка формирования ВККС. А что вы думаете относительно его предложения вернуть ВККС право пересмотра решений нижестоящих коллегий?

-- Я согласен с ним в этой части. Эта практика показала себя с хорошей стороны, ведь такие полномочия ВККС -- еще один инструмент борьбы с круговой порукой судей. Что уж там скрывать, не во всех регионах все благополучно. Конечно, это лишняя нагрузка на ВККС, но я «за». В то же время я категорически против изменения состава ВККС. Ну скажите, какой смысл менять процедуру, если коллегия еще не поработала в составе, определенном действующим законодательством. Нам только предстоит впервые применить закон «Об органах судейского сообщества», который был принят в 2002 году. В нем определено, что ВККС состоит из 29 членов: 18 судей, избираемых съездом судей, десять назначаемых Советом Федерации представителей общественности, а также представитель президента. Но еще до этого, в 2000 году, на пятом съезде мы избрали судей в ВККС, как это было предусмотрено действовавшим четыре года назад законодательством. Так что к ним просто добавили представителей президента и общественности, которыми стали руководители вузов.

Нам говорят, что надо реформировать процедуру формирования ВККС, так как в том составе, который прописан в действующей редакции, она не способна бороться с коррупцией. Но позвольте, откуда же авторы проекта знают, на что способна ВККС, если она еще и дня не проработала в этом новом составе. Зачем же менять то, что еще даже не опробовано. Нам только предстоит избрать на этом съезде 18 судей в коллегию.

И потом, почему авторы проекта забывают, что все члены ВККС, являющиеся судьями, были наделены судейскими полномочиями президентом или тем же Советом Федерации, а значит, прошли проверку на честность и объективность. В общем, мне состав ВККС, определенный в действующей редакции, представляется оптимальным. Я только считаю, что не нужны в квалификационных коллегиях представители президента. Повторюсь, президент и так ведь назначает всех судей либо представляет их Совету Федерации, если речь идет о членах высших судов. И кстати, во многих коллегиях до сих пор не назначен представитель президента. И ничего, работают.

А то, что предлагают авторы проекта, превратит ВККС из органа судейского сообщества в орган административный, который позволит контролировать судебную власть. Тем более если такой Высшей коллегии вернут право пересмотра решений нижестоящих коллегий.

Точно так же я отношусь и к предложению отобрать у председателя Верховного суда право назначать гендиректора судебного департамента при ВС и передать это право президенту. Дело не в недоверии президенту. Но мы хорошо помним, как обстояло дело с материальным обеспечением судебной системы, когда этим вопросом занималось Министерство юстиции, в каких жутких условиях работали судьи. И сейчас проблем немало, однако они постепенно решаются, в значительной мере, конечно, благодаря президенту. Так зачем нас лишать возможности самостоятельно решать наши хозяйственные вопросы, контролировать финансы? Можно ли говорить о полноценной третьей власти, лишенной таких возможностей?

И еще я бы хотел заметить, что в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе» «в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей». А этот закон по своему статусу выше закона «Об органах судейского сообщества», в который предлагает внести поправки председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Поэтому на съезде судей мы будем просить поддержать Совет судей, который отрицательно высказался по этим предложениям.

Беседовал Юрий КОЛЕСОВ