Время новостей
     N°215, 24 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2004
Мой бедный лимузин
Транспортный налог в Москве хотят поставить в зависимость от размеров машины
Транспортный налог в столице с 2006 года, возможно, будет зависеть не только от мощности двигателя, но также и от габаритов автомобиля и уровня выхлопов. Как стало известно "Времени новостей", департамент транспорта и связи Москвы намерен изменить порядок расчета налога. По новым правилам владельцев неэкологичных "Жигулей" вместо нынешних 350 руб. заставят платить до 2000 руб. в год. А владельцам иномарок придется искать марку своего автомобиля в классификаторе машин, чтобы гаишник правильно оценил ее принадлежность к классу того или иного размера.

Дифференциация автолюбителей по степени экологичности их четырех- и двухколесных друзей давно стала навязчивой мечтой московских властей. До недавнего времени дело не шло дальше угроз ввести некие дополнительные сборы как за сам за вредящий атмосфере транспорт, так и за право его въезда в центральную часть города. Пока ограничить перемещение по столице удалось только для грузовиков; против владельцев легковых машин, пусть они даже пользуются соляркой, никаких санкций ввести не удавалось. Мало того что вводить дополнительные налоговые сборы Москве не позволяло федеральное законодательство, не существовало как такового и механизма взимания этих сборов с владельцев машин. Кто и как будет определять, насколько автомобиль вредит экологии города, было тогда неразрешимой задачей.

Дело подвинулось, только когда Налоговый кодекс передал обязанность по сбору налога в руки фискалов (закон также обязал гаишников предоставлять налоговикам информацию по их запросам) и дал регионалам право варьировать ставки транспортного налога. Теперь уже московские власти смогли уменьшать или увеличивать их на свое усмотрение. И это вполне соответствовало задумке идеологов налоговой реформы. Нынешний заместитель министра финансов Сергей Шаталов, разъясняя, что будет представлять собой новый транспортный налог, говорил три года назад: "Несправедливо, конечно, что при расчете налога владельцам "Волги" и "Мерседеса" придется платить почти равные суммы, но мы пишем рамочные правила, а региональные законодатели смогут вводить и иные критерии вроде года выпуска и страны производства".

Однако весь прошлый год ушел у московских фискалов лишь на то, чтобы сосчитать всех автовладельцев. Сделать это на основании данных, что передавало им управление ГИБДД-ГАИ, ранее ответственное за сбор транспортного налога, оказалось крайне сложно. Когда налог за 2003 год все-таки собрали, оказалось, что денег этих еле хватает на поддержание дорожного полотна в подобающем состоянии. Деньги же на финансирование нового строительства пришлось по-прежнему изыскивать в других статьях бюджета. По предложению департамента транспорта и связи Москвы ставку налога надо привязать к качеству топлива. Бегать за каждым автомобилем с измерителем СО гаишники, конечно, не будут, зато при расчете налога предполагается учитывать, ездит ли машина на бензине, газе или на бензиновом двигателе установлен нейтрализатор. Ставки налога за машину на газу или с нейтрализатором обещают не повышать, зато за бензиновые двигатели предполагается взимать вместо нынешних 5 руб. за «лошадку» 25. Для "Волги" тем самым ставка может возрасти до 2500 руб., для других отечественных машин -- до 1750--2000 руб. в год.

С помощью налогов столичные власти хотят заодно избавиться и от пробок. Поэтому в расчете налога предполагается учитывать и габариты машины. Чем будет отличаться размер налога для владельцев представительского авто и микролитражки, пока неясно. Но затею заставить водителей компактных машин платить меньше, а владельцев лимузинов -- больше в московском правительстве считают вполне перспективной. Скорее всего автомобили просто разобьют по классам в зависимости от их размеров, и для каждого класса будет существовать своя ставка.

Для большинства столичных жителей новые правила расчета налога, если они будут приняты, станут весьма обременительны. Владельцы автосервисов моментально взвинтят цены на не пользующуюся сегодня популярностью услугу по установке нейтрализаторов или газового оборудования. Причем пострадать могут не только кошельки, но и нервы автовладельцев. Налоговый инспектор ведь не будет самостоятельно измерять машину и заглядывать под капот. Поэтому для того, чтобы фискал правильно рассчитал налог, не дописав лишние нули за бензиновый двигатель и длинный кузов, в ГАИ нужно будет взять справку, что необходимое оборудование установлено, а машина по габаритам проходит по той, а не другой категории.

Проигнорировать требование налоговиков об уплате транспортного налога, конечно, можно. Но чревато это практически такими же последствиями, как игнорирование требования гаишника предъявить полис обязательного страхования. В лучшем случае придется заплатить штраф. Дела о неплательщиках этого налога уже передаются в суды, которые научились довольно быстро штамповать решения по таким искам.

Ирина СКЛЯРОВА