Время новостей
     N°215, 24 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2004
Звездочетная Стрелка
Погода не помешала посетителям острова искусств
Редкая птица могла долететь в прошлую субботу до Арт-Стрелки -- что за мостом напротив храма Христа Спасителя. Редкая собака -- добежать. Ветер сдувал с моста, сугробы создавали неодолимые препятствия. Тьма объяла небо, лед -- землю. И все-таки они собрались -- те, кто любит современное искусство, художника Ларису Звездочетову, галерею XL. Смелым духом демонстрировали бодрого телом: обнаженный художник Гарик Виноградов давал перформанс. Разглядеть подробности мешал ветер. Народ устремлялся в теплые уютные недра галереи. Где сотни свечей отбрасывали неверный свет на золотистый фон огромного, во всю стену, коллажа. Терялись в темноте лица красоток, орнаментом прошивающих панно. Блики, тени, белый снег за огромным стеклянным окном, золото... Прекрасное было в меру величаво и интеллектуально. Как и прошлые работы Ларисы Резун-Звездочетовой -- тем, кто забыл или вовсе не знал о них (Лариса не появлялась в России почти десять лет), предлагается небольшая ретроспектива в Третьяковской галерее: как бы живопись, как бы вышивки, вечная женская борьба за уют, красоту и сохранение культурных ценностей. В основном допотопных вышивок и гобеленов с оленями, модных и любимых в стране победившего социализма, несмотря на отчетливый мещанский дух, с которым высокая культура не уставала бороться. Лариса по доброте душевной, с беспощадной декоративностью и широтой жеста вернула нам почти утерянные сокровища, перевела их на язык современного искусства. Спасла уже не от поругания -- забвения. Выставка в Третьяковке небольшая, экономная: «Пастушка», «Матрос», «Белый носорог», «Ковры» с оленями и бальными танцами, длинная кружевная история про оленя и охотника (погибли все!), серия, посвященная Константину Звездочетову «Нет тебя прекрасней»... Возвращение Ларисы Звездочетовой из голландских далей началось примерно год назад с небольших проектов на ярмарках, фестивалях. Вошла же она в плотные слои актуального искусства так точно, что кажется -- без нее Москва никогда не оставалась. Столь органично и естественно вернуться дано не всякому. Хотя выставки художественных эмигрантов следуют одна за другой (особенно часто в национальных сокровищницах -- Русском музее и Третьяковке), вызывают они большей частью содрогание. Тусклую реакцию на многочисленные ретроспективы героев вчерашних дней преодолеть удалось в последний период лишь Вадиму Захарову с прекрасной «Охотой на мышь», да вот теперь Ларисе Звездочетовой.

Увы, не все законные ожидания субботних посетителей Арт-Стрелки оправдались: не радовала невразумительная выставка в американской галерее Хелены Кей: некий Erni Valles хорош лишь тем, что живет в Нью-Йорке, но это не повод для выставки. Поклонники художника Сергея Волкова вообще не увидели объявленную выставку -- галерея Клуба коллекционеров встречала посетителей большим замком на больших воротах. Не открылась и фотогалерея «Рефлекс». Прекрасно задуманный остров искусств в городском мороке работает по-русски: отдельные механизмы на «отлично», другие совсем плохо. Согласованности же никакой. Простейшие приемы самоорганизации, на которых обещали строить работу стрелочники, не сработали. Кажется, что некоторые галереи вообще не собираются выполнять обязательства -- открывать две выставки в месяц, хором с соседями. Локомотив -- галерея XL -- не только вовремя все открывает, но еще и объявляет планы вперед на несколько месяцев. Ее пример -- другим наука не то чтобы совсем недоступная: подтягивается галерея-бутик «Джеймс» -- сейчас там показывают симпатичную выставку Анны Биланков (Хорватия -- Германия) «За черным квадратом. Москва-фрагмент»; очередную историю со светом «Oп-арт объект» открыли в галерее Виктора Фрейденберга. Старается веселая галерея Аrt Вusiness Сonsultin: здесь в день вернисажа публику кормили вкусным тортом -- украшенным изображением художественной помойки. Перформанс был интерактивным - выбирать, из какой помойки есть (узнавались произведения разных известных художников), и вытягивать кусок могли все желающие. Неаппетитная картинка на качествах торта не отражалась -- слопали все быстро.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки