Время новостей
     N°210, 17 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2004
Обойти Босфор с севера
ЛУКОЙЛ категорически отказывается от проекта строительства нефтепровода в обход турецких заливов из болгарского Бургаса в греческий Александруполис. Еще год назад компания лоббировала этот проект, а сейчас считает его невыгодным. Холдинг Вагита Алекперова продолжает настаивать на прокладке нефтепровода из Западной Сибири на побережье Баренцева моря и предлагает построить хотя бы часть трубы -- от Харьяги до поселка Индига. Если правительство не примет такого решения, ЛУКОЙЛ намерен развивать собственные экспортные маршруты и обещает довести мощность своего терминала в Варандее до 25 млн тонн в год с нынешних 1,5 млн.

ЛУКОЙЛ самостоятельно решил проблему обхода турецких проливов, которые в последнее время с трудом справляются с наплывом танкеров, следующих в Средиземное море, в результате чего образуются пробки. Как заявил вчера вице-президент компании Леонид Федун, холдингу «не нужны проекты в обход Босфора, поскольку с вводом НПЗ в Румынии (завод Petrotel, где ЛУКОЙЛу принадлежит 51%, год находился на реконструкции и только недавно заработал на полную мощность. -- Ред.) у компании больше нет проблем в этом регионе».

Эти заявления компания сделала накануне подписания меморандума о строительстве трубопровода Бургас--Александруполис, который как раз должен решить проблему турецких проливов. В начале ноября представители профильных ведомств России, Болгарии и Греции парафировали подготовленное соглашение. Затем было сообщено, что на уровне министров трех стран документ должен быть подписан в декабре. Причем, когда год назад президент Владимир Путин встречался с главой Болгарии Георгием Пырвановым, ЛУКОЙЛ, наоборот, просил у российского президента поддержки проекта и получил ее. Более того, в октябре этого года строительство нефтепровода обсудил со своим болгарским коллегой премьер Михаил Фрадков. Но в ЛУКОЙЛе уже пересмотрели стратегию. В компании считают, что после завершения строительства нефтепровода Баку--Джейхан средиземноморский регион наводнит казахская нефть, в результате чего цены на российскую снизятся, поэтому наша страна должна осваивать рынок Северной Европы и Америки. А для этого необходимо построить нефтепровод из Западной Сибири в Баренцево море. Однако пока правительство считает приоритетным совершенно другой проект -- прокладку трубы из Восточной Сибири до побережья Тихого океана. Но по нему кабинет министров еще не принял окончательного решения.

Государственная «Транснефть» уже рассматривала возможность строительства нефтепровода до Баренцева моря. Компания даже подготовила предварительный проект, предлагая два варианта маршрута: Сургут--Уса--мыс Святой Нос или Сургут--Харьяга--мыс Святой Нос. Как заявил г-н Федун, ЛУКОЙЛ направил в «Транснефть» свои предложения по поэтапному строительству нефтепровода в направлении Баренцева моря. На первом этапе компания предлагает построить нефтепровод от Харьяги до Индиги (побережье Баренцева моря) длиной 400 км. Стоимость нефтепровода с учетом припортовой инфраструктуры оценивается в 1 млрд долл. После этого, считают в ЛУКОЙЛе, к системе можно будет подключить месторождения Западной Сибири.

В «Транснефти» вчера не стали комментировать предложенный ЛУКОЙЛом проект. Однако еще в июле в госкомпании прошло совещание с представителями независимых производителей по вопросам транспортировки нефти из Тимано-Печорского региона. На нем обсуждался вопрос строительства нефтепровода Харьяга--Уса, чтобы обеспечить растущие потребности региона в трубопроводных мощностях. По оценкам г-на Федуна, сейчас в регионе может добываться на 25 млн тонн нефти больше, однако из-за отсутствия трубопроводов этого не происходит.

Денис РЕБРОВ