Время новостей
     N°210, 17 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2004
"Орион" средь бела дня
Американский самолет-шпион отутюжил российскую границу
В понедельник американский самолет патрульной авиации «Орион» пролетел вдоль наших границ над акваторией Черного моря. Символично, что произошло это как раз в тот день, когда начальник Генерального штаба Юрий Балуевский был гостем штаб-квартиры НАТО.

Машина с экипажем в 15 человек поднялась со средиземноморского острова Крит, где дислоцируется авиационный отряд Атлантического флота ВМС США, и почти час шла вдоль Черноморского побережья Кавказа, а с 14.48 до 15.06 -- непосредственно вдоль российской границы. И сравнительно небольшая высота (2 тыс. м), и невысокая скорость (400 км/час), и расстояние от государственной границы (всего 10 км) позволяют вполне обоснованно предположить разведывательный характер полета.

На запросы наземных служб в эфире разведчик не отвечал, его автоматический ответчик «свой--чужой» не сработал. Чтобы американец по неосторожности не вторгся в наше воздушное пространство, для острастки по тревоге был поднят истребитель 4-й армии ВВС и ПВО (штаб в Ростове-на-Дону) Су-27. Получив информацию от разведывательных спутников и увидев отметку от российского истребителя на экране бортового радара, «Орион» резко развернулся от берега. Набирая скорость и увеличивая высоту, он спешно удалился. Военные полагают, что этот полет, как и «променады» самолетов дальнего радиолокационного дозора АВАКС в небе прибалтийских государств, совершается в интересах командования Объединенных вооруженных сил Североатлантического альянса. Пятилетнее затишье было прервано в прошлом году двумя полетами американского самолета-шпиона U-2 на участке границы России и Грузии. Тогда также в воздух поднимались перехватчики Су-27.

Самолет электронной разведки Р-3С «Орион» замешан во многих громких конфликтах. Они шли параллельно сбитым советскими истребителями южнокорейским «Боингам» в 1978 году в Карелии и 1983 году на Дальнем Востоке, эти воздушные шпионы потрудились во время трагедии АПЛ «Курск», их активность на порядок возрастает во время проводимых российскими вооруженными силами мало-мальски значимых учениях. Р-3С способен точно определять местонахождение субмарин противника. Кроме того, подобные полеты применяются для того, чтобы заставить привести в рабочее состояние радиотехнические средства ПВО и засечь диапазон частот их боевого режима. И все же сверхзадача спугнутого российским перехватчиком «Ориона», считает источник «Времени новостей» в военно-дипломатических кругах, -- «положить в общую копилку свою долю сведений для исподволь строящейся системы перехвата российских межконтинентальных баллистических ракет на начальном, разгонном участке полета».

Самолеты-шпионы этого типа стоят на вооружении многих стран НАТО, популярны они и вне Альянса. 12 противолодочных «Орионов» планирует закупить Тайвань, готовящийся к возможному силовому противостоянию с материковым Китаем, подобные намерения высказывал США Пакистан. Американцы же разрабатывают новый многоцелевой самолет для морской авиации. Контракт ВВС США в 4 млрд долл. в тендере выиграла корпорация «Боинг». В качестве основы будет использован пассажирский «Боинг-737». Новая машина заменит потрудившиеся более 30 лет 196 имеющихся в наличии «Орионов». Их разработчик компания «Локхид-Мартин» предлагала глубокую модернизацию своего детища, но министерство ВМС США предложение отвергло. Ветеранов постепенно вытеснят 108 новых самолетов. Они помогут существенно активизировать разведывательные усилия российских партнеров по НАТО.

Николай ПОРОСКОВ