Время новостей
     N°210, 17 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2004
Wert как стоимость и ценность
Дойче-банк познакомил с краткой историей немецкой живописи XX века
Член правления Дойче-банка доктор Тесcен фон Хайдебрек на пресс-конференции по случаю открытия выставки «Взгляд из Германии» заметил, что существительное der Wert переводится двояко: и как реальная «стоимость» и как идеальная «ценность». Так же амбивалентно следует понимать двадцатипятилетнюю деятельность банка по формированию крупнейшего в финансовом мире собрания искусства, насчитывающего более 50 тыс. произведений. В коммерческом плане многочисленная коллекция работ художников Европы и Америки нового времени оказывается, как пошутила руководитель департамента искусства Дейтче-банка Ариане Григотайт, «лучшей акцией банка» -- цены на шедевры растут с космической скоростью. В перспективе высоких идей собрание оказывается уникальным примером превращения финансовой корпорации в своеобразный центр эстетического воспитания. Все началось с дружбы бывшего члена правления банка Герберта Цаппа со знаменитым модернистом Йозефом Бойсом (серия рисунков Бойса и стала одним из первых приобретений собрания). Бойс вел «подрывную» деятельность в отношении традиционных методов художественного творчества, в качестве профессора дюссельдорфской академии призывал своих студентов заниматься искусством, изменяющим общество, -- флуксусом, акциями, хеппенингом и демонстрацией: «...Самая современная художественная дисциплина -- социальная пластика, социальная архитектура -- лишь тогда проявится полностью, когда каждый живущий на этой земле человек станет сооформителем, скульптором или архитектором социального организма».

Бойсовские идеи социальной пластики увлекли финансистов Дойче-банка. Они реализовали уникальную в мировой практике программу «искусство на рабочем месте». Гигантская коллекция размещается прямо в офисных коридорах, на этажах разбросанных по свету филиалов банка. По словам г-жи Григотайт, «международное признание заслужило прежде всего оформление франкфуртских башен-близнецов в начале 80-х годов». Банк приобрел башни уже готовыми. Архитектура их безрадостная -- 40 одинаковых этажей в двух экземплярах. Остроумные финансисты превратили башни в инсталляцию: каждый этаж посвящается отдельному художнику, а номер этажа соответствует возрасту мастера. Наверху, например, «поселились» старейшины Хорст Антес и Йозеф Бойс. Оригинальны даже кнопки лифтов: рядом с каждой цифрой имя художника, в честь которого назван этаж. «Выбрав этаж, ты выбираешь искусство», -- резюмирует д-р Григотайт.

Видимо, эти ценные во всех смыслах идеи новой социальной пластики и повлияли на скрупулезнейший, высокопрофессиональный принцип формирования коллекции. Судя по открывшейся вчера в Москве выставке, ядро составляют работы мастеров, на протяжении всего прошедшего столетия бывших в оппозиции самодовольному и репрессивному официозу. По сути, нам показали краткую историю немецкой живописи в ее «альтернативном» формате. Начинается все с перекрестка модерна, символизма и экспрессионизма, с Кете Кольвиц, Эрнста Барлаха, Эмиля Нольде. Потом -- «Синий всадник» с Кандинским; экспрессионисты группы «Мост»; бодающие город в его грязное чрево дадаисты; также веристы «новой вещественности». Далее -- другие художники с нацистским клеймом «дегенераты и вырожденцы», находившиеся во внутренней эмиграции беспредметники Баумастер, Вольс, Эрнст Най. Затем -- мучительная саморефлексия стыдящегося себя послевоенного поколения: неоэкспрессионизм Базелитца, объекты Юккера, еще более радикальные атаки на буржуазное искусство в работах Бойса, Иммендорфа, Кифера, Польке, Рихтера. Наконец, тотальная оцифровка мира в таблицах Хане Дарбовен и летаргический сюрреализм модного Нео Рауха с картиной 2001 года «Все это отнимает ваше время» с мчащимся мимо полей и лесов поездом и ловлей мух в отдельном кадре.

Уровень произведений и сама логика их отбора бесспорны. Печально, что в России такую осмысленную репрезентацию «альтернативного» двадцатого века не может предъявить не то что банк, но даже ни один из самых крупных государственных музеев.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки