Время новостей
     N°209, 16 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2004
Зуб за зуб, аэропорт за аэропорт
Лужков и Громов борются с шумом
Администрации Москвы и Московской области вступили в почти феодальную междоусобицу с элементами современной воздушной войны. Мэр столицы Юрий Лужков развернул наступление на расположенный в области аэропорт Остафьево. А губернатор Борис Громов вчера в ответ осадил тоже находящийся в области, но принадлежащий городу, аэропорт Внуково. К счастью, сражение разворачивается пока в чисто юридическом поле. И ключевую роль в разворачивающихся событиях играет шум.

Свое резко негативное отношение к существованию Остафьево Юрий Лужков не скрывает уже несколько месяцев. Этот небольшой аэродром, созданный в 30-х годах силами НКВД, в середине 90-х годов взял под свое крыло «Газпром». На деньги сырьевого монополиста там был создан центр бизнес-авиации, откуда выполняются регулярные рейсы «Газпромавиа» и чартерные полеты других небольших авиакомпаний. Московским властям это довольно скромное, но достойное предприятие мешает своим географическим расположением. Остафьево находится в 12 км от МКАД. Но граница городской застройки в этом месте уже давно перехлестнула через МКАД и устремилась на юг. Получается, что многие перспективные для застройки площадки Южного Бутова находятся в зоне действия шума взлетающих из Остафьево самолетов, а потому, согласно действующим стандартам, не могут быть застроены. 27 июля этого года на заседании правительства столицы г-н Лужков высказался за закрытие аэропорта Остафьево. «Он не нужен городу», -- подчеркнул мэр.

Губернатор Московской области Борис Громов имеет несколько иной взгляд на проблему, так как Остафьево, хотя прямо не принадлежит обладминистрации, но платит налоги в региональный бюджет. Вчера на рабочем заседании с руководителями областных департаментов и ведомств г-н Громов сообщил, что к нему из Генпрокуратуры России поступило обращение о тревожной экологической обстановке в жилых зонах, близких к Остафьево. Как утверждают неофициальные источники «Времени новостей», этот документ стал следствием другого (аналогичного по содержанию) обращения, направленного генеральному прокурору Владимиру Устинову Юрием Лужковым.

Реакция генерала в отставке Громова была по-военному быстрой и симметричной. Как рассказала «Времени новостей» пресс-секретарь губернатора Татьяна Порет, г-н Громов признал, что "в плане экологии и шумов, связанных с эксплуатацией авиации, к сожалению, действительно нарушаются права человека". Однако начать борьбу за права он предложил с гораздо более крупного аэропорта, нежели Остафьево -- с Внуково.

Внуково расположен еще ближе к МКАД -- в 11 км. Москва тоже выплескивается тут за кольцевую автодорогу (районом Солнцево). Как и Остафьево, Внуково специализируется на чартерных авиарейсах (причем, если в первом садятся региональные самолеты класса Як-40, Ан-24, то во втором преобладают среднемагистральные лайнеры типа Ту-154). В Остафьево прилетают пассажиры дорогих частных самолетов, а во Внуково есть отдельный правительственный терминал, через который летает и президент России.

Главное отличие Внуково от Остафьево в том, что Внуково очень нужно городу, поскольку ему принадлежит. В ноябре прошлого года федеральный центр передал московской мэрии 60,88% акций ОАО «Аэропорт Внуково». С тех пор там развернулось энергичное строительство. В апреле этого года сдан в эксплуатацию новый международный терминал. Налажено железнодорожное сообщение с Киевским вокзалом.

Развитию Внуково сильно мешает то, что территория этого аэродрома, созданного в начале 40-х годов, плотно окружена жилой застройкой (что, в частности, затрудняет прокладку железнодорожных путей непосредственно к пассажирскому терминалу). Зато вчера это обстоятельство пришлось кстати губернатору Громову. "Надо серьезно браться за экологию, никаких выдач разрешений на выделение земельных участков в зоне аэропорта Внуково быть не должно, этот вопрос необходимо взять на жесточайший контроль", -- заявил он.

Позиция, занятая администрацией Внуково вчера, сводилась к тому, что распоряжения г-на Громова не имеют отношения к аэропорту и не могут оказать влияния на работу воздушной гавани. «У нас все, как обычно. Ниоткуда никаких предписаний нам не поступало. Все планы нашего развития согласованы с правительством Москвы. Внуково -- это Москва», -- объяснила вчера «Времени новостей» пресс-секретарь аэропорта Мария Козлова. Однако она не смогла с уверенностью утверждать, что Внуково абсолютно не нуждается в отводе новых земельных участков.

Г-н Громов вчера также заявил, что мораторий на землеотводы коснется и других больших и малых аэропортов, расположенных в области, в том числе Домодедово. Юлия Мазанова, руководитель пресс-службы группы компаний "Ист Лайн", управляющей Домодедово, вчера заявила «Времени новостей», что в случае ее фирмы такой мораторий пойдет только на пользу развитию аэропорта. По словам г-жи Мазановой, в прошлом году областные власти зарезервировали для Домодедово территорию, достаточную для строительства девяти взлетно-посадочных полос (сейчас их в аэропорту две). Поэтому сам аэропорт в новых землях не будет нуждаться еще десятилетиями, а приостановка строительства в окрестностях только облегчит его эксплуатацию.

Начальник центра общественных связей «Международного аэропорта Шереметьево» (крупнейшего из расположенных в Московской области, но не упомянутого г-ном Громовым) Ангелина Матросова вчера сказала «Времени новостей»: «Я считаю, что пока нас эта тема мало затрагивает».

Михаил КУКУШКИН