Время новостей
     N°208, 15 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2004
Авиаторов подозревают в сговоре
Топливная надбавка к тарифам привлекла внимание ФАС
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) начала расследование возможного сговора российских авиакомпаний, которые согласованно ввели так называемую топливную надбавку к авиатарифам. Об этом в минувшую пятницу сообщил Интерфаксу начальник управления ФАС по контролю и надзору на транспорте и в области связи Константин Сеничкин. Российские авиаперевозчики заявляют, что введение набавки продиктовано объективной рыночной конъюнктурой и соответствует мировой практике. А ФАС, по их словам, почему-то не обращает внимания на монополизм поставщиков авиакеросина.

Г-н Сеничкин сообщил, что ФАС "запросила свои территориальные управления, Минтранс и Федеральную службу по тарифам с целью выяснить, какие компании в европейской части России подняли цены на билеты и насколько". Результаты расследования будут готовы к концу декабря. "Если факт нарушения будет установлен, ФАС может выдать предписание вернуть ситуацию к изначальному положению, а также вернуть незаконно полученную прибыль в бюджет", -- отметил представитель антимонопольной службы. "Мы знаем о подобных действиях со стороны "Аэрофлота", -- сказал г-н Сеничкин, -- по другим авиакомпаниям пока нет данных". Между тем собрать подобные данные борцам с монополизмом будет совсем нетрудно. Все компании, входящие в первую пятерку отечественной гражданской авиации, уже вполне официально объявили о введении сборов, призванных компенсировать рост стоимости авиатоплива. Причем первой это сделала компания «Пулково», которая с 1 октября увеличила свои тарифы на 5 долл. Но этот шаг не привлек внимания ФАС.

После 1 ноября, когда топливную надбавку в 10--20 долл. ввел на своих рейсах «Аэрофлот», его примеру буквально за неделю последовали все остальные крупные игроки отечественного рынка пассажирских авиаперевозок. Размер увеличения тарифов в зависимости от протяженности маршрута составил в основном 10--15 долл. Наибольший разброс надбавок теперь у «Сибири», второй по объему внутренних авиаперевозок компании страны. С 8 ноября "Сибирь" увеличила надбавки, и теперь они колеблются от 5 до 20 долларов.

Пресс-секретарь московского филиала «Сибири» Илья Новохатский предпочел не комментировать «Времени новостей» тезис ФАС о возможности сговора авиакомпаний. Однако он отметил, что «рост цен на авиатопливо затрагивает всех авиаперевозчиков одинаково, поэтому естественно, что и размер надбавок у всех получается сопоставимый».

По мнению заместителя генерального директора «Аэрофлота» Льва Кошлякова, ФАС ищет сговор не там, где следует. «Абсурдно обвинять нас (авиакомпании. -- Ред.) в сговоре с British Airways, Lufthansa и другими ведущими мировыми авиаперевозчиками, которые пошли на введение топливных надбавок гораздо раньше нас, -- заявил вчера г-н Кошляков «Времени новостей». -- Это следствие не сговора, а 40-процентного роста цен на авиакеросин. В то же время в сфере снабжения авиации топливом реально имеют место монополия и картельный сговор. Вся поставка авиатоплива в стране контролируется 4--5 крупнейшими нефтяными компаниями, причем в каждом отдельном аэропорту поставщик, как правило, только один. Мы обращали внимание антимонопольных органов на эти факты, но адекватной реакции пока не замечаем».

Михаил КУКУШКИН