Время новостей
     N°208, 15 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2004
Троянский конь Портера Госса
Тайным операциям ЦРУ грозят реформаторы из Вашингтона
В американском ЦРУ разброд и шатание. Уже сегодня может последовать целая серия отставок ведущих сотрудников агентства. Вызваны они недовольством кадровых разведчиков методами руководства нового директора ЦРУ Портера Госса. Все эти разногласия в недрах ЦРУ происходят на фоне сложной обстановки в Ираке и новых угроз «Аль-Каиды». А в конгрессе США ожидает одобрения целый пакет законопроектов, призванных реформировать спецслужбы Америки.

Первым в минувшую пятницу подал в отставку первый замдиректора ЦРУ Джон Маклафлин. Он объяснил свой шаг личными мотивами. В ЦРУ 62-летний Маклафлин проработал 32 года, был ведущим аналитиком по Европе и России. В Лэнгли его прозвали «маг Мерлин» за ловкость рук -- он любил показывать фокусы с долларовыми банкнотами. Почти три месяца он руководил ЦРУ в качестве исполняющего обязанности директора после того, как в июне этого года подал в отставку прежний директор агентства Джордж Тенет, оказавшийся под огнем критики за недостоверные сведения о наличии оружия массового уничтожения у Саддама Хусейна.

В конце сентября на пост гендиректора ЦРУ заступил 65-летний конгрессмен Портер Госс. Его назначил президент Буш, и утвердил сенат. Бывший в 60-е годы агентом ЦРУ, до последнего времени Портер Госс возглавлял комитет по разведке палаты представителей. С его приходом ЦРУ потрясли внутренние конфликты, грозящие перерасти в бунт шпионов.

Еще на слушаниях в сенате Госс пообещал быть «жестким и прямым» шефом ЦРУ. Но его первое же кадровое назначение закончилось полным конфузом. Он предложил на должность исполнительного директора (третий по значимости пост в иерархии ЦРУ) Майкла Костива. Но тут же отказался от этой кандидатуры после того, как американская газета «Вашингтон пост» опубликовала компромат. Выяснилось, что два десятилетия назад Майкл Костив ушел из ЦРУ после того, как его поймали в магазине за кражу упаковки бекона.

Недовольство кадровых разведчиков вызвала команда из четырех человек, которую Портер Госс привел с собой из комитета по разведке палаты представителей. Трое из них -- в прошлом агенты ЦРУ среднего звена, ушедшие из агентства обиженными. Но особое раздражение в Лэнгли вызвал новый назначенец Портера Госса. Это Патрик Мюррей, новый главный кадровик ЦРУ (подобный же пост он занимал при Портере Госсе и в комитете по разведке). Мало того что он повел себя крайне грубо и неуважительно к сотрудникам агентства. Так новая команда замахнулась еще и на ключевое управление ЦРУ -- оперативный директорат, считая его руководство «напыщенными бюрократами, не способными даже на небольшой успех».

В директорате работают пять тысяч сотрудников, из них более одной тысячи -- нелегальные агенты за рубежом. Директорат осуществляет тайные операции и содержит шпионские сети во многих странах мира.

В конце прошлой недели об отставке объявил глава директората Стивен Кейппс. Под его руководством ЦРУ удалось провести тонкую операцию и уговорить ливийского лидера Муаммара Каддафи отказаться от стремления заполучить оружие массового уничтожения. Стивен Кейппс договорился даже с Каддафи, но вот с новым кадровиком ЦРУ договориться не смог. Тот в грубой форме требовал от Кейппса увольнения некоторых сотрудников. Так что сегодня вместе со Стивеном Кейппсом заявления об отставке могут подать несколько его ближайших сослуживцев.

Три дня назад из ЦРУ также уволился «по собственному желанию» известный среди журналистов агент Майкл Шеуэр. Он проработал в ЦРУ 22 года, в последнее время возглавлял отдел по изучению проблем терроризма. Летом он написал книгу «Имперская спесь: почему Запад проигрывает в войне с террором», в которой среди прочего критиковал войну в Ираке. Руководство ЦРУ разрешило агенту издать книгу и даже общаться со СМИ. Но на условиях анонимности. И обязательно не менее чем за пять рабочих дней согласовывать с руководством ЦРУ темы интервью. Но Майкл Шеуэр стал все чаще нарушать эти предписания. Лэнгли пригрозило отступнику дисциплинарным взысканием. И он ушел, чтобы, по его словам, свободно говорить об угрозе терроризма.

Андрей ЗЛОБИН