Время новостей
     N°207, 12 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2004
Лейтенанты без пощады
Отменен еще один оправдательный приговор обвиняемым в убийстве мирных чеченцев
Двое российских офицеров, обвинявшиеся в убийстве мирных жителей в Чечне, но оправданные этим летом присяжными, вновь предстанут перед судом. Такое решение приняла вчера Военная коллегия Верховного суда (ВС) по нашумевшему делу старшего лейтенанта внутренних войск МВД Евгения Худякова и младшего лейтенанта Сергея Аракчеева. ВС постановил, что «первый» процесс над ними проходил в Северокавказском военном окружном суде (СКОВС) с нарушением норм Уголовно-процессуального кодекса -- неправильно была сформирована коллегия присяжных. Стоит отметить, что совсем недавно ВС именно по этим же мотивам отменил приговор по другому скандальному делу -- группы бойцов ГРУ капитана Ульмана, также обвинявшихся в убийстве мирных чеченцев и оправданных присяжными в том же СКОВС.

Евгений Худяков и Сергей Аракчеев обвиняются в убийстве троих рабочих строительной фирмы «Кавказ» -- Саида Янгулбаева, Абдуллы Джамбекова и Нажмуди Хасанова. Как установило следствие, в январе прошлого года строители выехали на «КамАЗе» на станцию Червления, но по дороге были остановлены разведгруппой Худякова и Аракчеева, которая блокировала дорогу, перегородив ее бэтээром. Сначала военным не понравился водитель грузовика Шамиль Юнусов. Его увезли в часть, избили, рассчитывая на получение сведений о боевиках, но потом, ничего не добившись, отпустили. Рабочих же уложили на землю и в упор расстреляли, а «КамАЗ» сожгли. При этом следователи уверены, что казнил строителей лично Худяков.

В июне этого года присяжные в СКОВС оправдали военных. Коллегия согласилась с тем, что Янгулбаев, Джамбеков и Хасанов действительно были убиты, но убедить 12 заседателей в том, что это сделали подсудимые, обвинению не удалось. Кроме того, в части превышения должностных полномочий Худяков и Аракчеев были оправданы за отсутствием состава преступления. Ни один из выступивших на суде свидетелей не смог подтвердить, что видел или знал о совершенном военными злодеянии. В части, где служили обвиняемые, сообщили, что в журнале учета боевых заданий стоит отметка о том, что оба вернулись в расположение около 15.00 в день предполагаемого преступления, а оно было совершено, по данным следствия, поздно вечером.

Вчера Военная коллегия ВС, отменяя приговор, пояснила, что основанием для этого послужило нарушение закона на стадии отбора присяжных. Но адвокаты категорически не согласны с мнением ВС и намерены обжаловать вчерашнее решение в надзорном порядке. Как пояснил корреспонденту «Времени новостей» адвокат Юрий Бровченко, обвинение указало в своем кассационном представлении, что присяжные по делу Худякова и Аракчеева отбирались из списка 2003 года, тогда как СКОВС должен был использовать список кандидатов 2004 года. Здесь следует пояснить, что предварительные слушания проходили в декабре прошлого года, а по существу дело начали рассматривать уже в феврале нынешнего года. «Прокурор, обосновывая свое требование, руководствовался законом о присяжных заседателях, который вступил в силу только в августе 2004 года, то есть не только после того, как начался процесс, но и после вынесения приговора», -- пояснил г-н Бровченко. По его словам, до вступления нового закона в силу действовали нормы УПК и федерального закона о судоустройстве, по которым список присяжных мог обновляться по прошествии календарного года только по определенным основаниям (кандидат сменил место жительства, получил судимость, стал прокурором либо судьей, то есть по всем тем основаниям, по которым гражданам априори запрещено входить в коллегию присяжных). Исходя из этого, по мнению защиты, СКОВС действовал правильно и никак не мог руководствоваться теми нормами, которые должны были вступить в силу лишь полгода спустя.

Кроме того, адвокаты уверены, что их подзащитные стали невинными жертвами в "показательном" деле. «Мирное население Чечни все время требуют реакции от властей на многочисленные военные преступления, -- сказал г-н Бровченко. -- А прокуратура то ли не может, то ли не хочет находить тех, кого надо, поэтому кто-то становится крайним».

Екатерина БУТОРИНА